Следователи, изучающие вероятные причины аварийной посадки самолета Ту-154М "Авиалиний Дагестана", в результате которой погибло два человека, опровергли версию о некачественном топливе. Еще одна вероятная причина крушения - летчики забыли включить при взлете топливный насос - отвергли сами пилоты.
Версия о том, что причиной инцидента является некачественное топливо, стала одной из основных с самого начала расследования. Вскоре после аварийной посадки Ту–154 на склад ГСМ во "Внукове" приехал следователь, взял пробы топлива из подземного резервуара, которым в тот день заправляли дагестанский самолет.
Топливо направили на срочную экспертизу в топливную лабораторию ГосНИИ гражданской авиации. А сам резервуар опечатали, временно не разрешив заправлять самолеты этим керосином. Результаты экспертизы были получены накануне вечером, а следователи разрешили аэропорту вновь пользоваться топливом, сообщает газета "Коммерсантъ".
"Мы в общем-то и не сомневались в качестве топлива. Ведь в субботу из этого резервуара топливо получили 17 автомобилей-топливозаправщиков, обслуживших около 50 самолетов. Например, из той же машины, которая заправляла дагестанский борт, взявший 16 тонн горючего, 14 тонн топлива получил Ту-134 авиакомпании "ЮТэйр", который в тот же день вылетал в Сургут. Ни у одного из этих бортов проблем в полете не возникло", – рассказала официальный представитель аэропорта Елена Крылова.
Напомним, что версию некачественного топлива в ходе первого допроса, прошедшего накануне, высказал второй пилот лайнера Магомед Шамалов. Накануне он заявил, что при заправке в топливную систему двигателей аэропорта "забыли залить "Арктик" – что-то вроде автомобильной незамерзайки". По его мнению, это и привело к тому, что топливо замерзло прямо в баках, а двигатели вышли из строя.
Однако и его версия была опровергнута: по данным экспертов, такой ситуации быть не могло. "Машина-заправщик автоматически добавляет в топливо специальную противоводокристаллизационную жидкость-присадку (ПВКЖ). Что касается "Арктика", о который упомянул пилот, этой жидкостью раньше поливали корпус самолета, чтобы он не леденел. Сейчас уже обливают "Октофло". В топливо эти жидкости добавлять смертельно", - заявили эксперты. Еще одной версией было предположение о том, что при взлете пилоты забыли включить топливный насос. "Как и положено, во время предполетной подготовки я включил насос подкачки топлива и доложил об этом командиру. Если бы я не включил насос, двигатель просто не завелся бы. Все "тушки" сейчас переведены на автоматическое включение насосов подкачки топлива. Взлетели мы благополучно. Но на высоте 7800 метров резко упало давление топлива. Заглохли два двигателя. Вырубилось электрооборудование. Затем при снижении заглох и третий двигатель. Но ближе к земле один из двигателей снова заработал. Правда, с перебоями. Это позволило мне на высоте 3000 метров запустить вспомогательную силовую установку, которая восстановила энергосистему самолета. Благодаря этому мы сели", - рассказал журналистам бортинженер Ту-154 Владимир Щетинин.
Как уже писали Дни.Ру, экипаж самолета ОАО "Дагестанские авиалинии", совершавшего рейс №372 из Москвы в Махачкалу, через несколько минут после вылета из аэропорта "Внуково" сообщил диспетчерам об отказе всех трех двигателей на высоте 9,1 тысячи метров и принял решение об экстренной посадке в аэропорту "Домодедово". Кроме того, в самолете вышли из строя навигационное оборудования и генераторы.
Из-за сложных метеоусловий экипажу самолета не удалось выйти точно в створ взлетно-посадочной полосы, и Ту-154 приземлился правее, после чего выкатился на левую боковую полосу безопасности. Затем самолет столкнулся с небольшим холмом и развалился на три части. По данным МЧС, на борту находились 160 пассажиров, в том числе семеро детей, и девять членов экипажа. В результате аварии два человека погибли, а более 80 человек получили ранения.