Подводный флот ждут проверки

Система пожаротушения "ЛОХ" (лодочная объемная химическая), в результате несанкционированного включения которой на АПЛ типа "Нерпа" погибли 20 человек, будет подвергнута экспертизе. Если специально собранная комиссия установит, что причиной гибели людей явился сбой в системе пожаротушения "ЛОХ", которая была установлена на лодке типа "Нерпа", то будет проведена целевая проверка таких же модификаций систем пожаротушения и на других подводных лодках ВМФ России.

В то же время командование флота пока не готово отказаться от системы "ЛОХ" на атомных субмаринах, передает деловая газета "Взгляд". "Система "ЛОХ", стоящая на вооружении ВМФ России, является в настоящее время самой эффективной для предотвращения и тушения пожаров в замкнутом пространстве в корпусе подводной лодки", - пояснил помощник главкома ВМФ России Игорь Дыгало.

Между тем, один из инженеров, который занимается утилизацией и ремонтом подводных лодок судостроительного завода "Звезда" сообщил "Интерфаксу", что неполадки в системе пожаротушения атомной подводной лодки "Нерпа" фиксировались не в первый раз.

Так, причиной гибели людей, находившихся на борту субмарины К-152, стало несанкционированное включение аварийной системы пожаротушения. При этом возгораний в отсеках подводной лодки не было, пояснил Дыгало. В свою очередь военный эксперт Владислав Шурыгин в интервью телеканалу Russia.ru рассказал, что причиной трагедии могла стать растерянность людей. Ведь на подводной лодке было много гражданских специалистов.

"До последнего времени, то есть до последнего проекта, система "ЛОХ" (лодочная объемная химическая) никогда не была автоматической. - пояснил он. - Это система, которая закачивает в отсек, где возник пожар или возгорание, инертный газ - хладон, а не фреон. Инертный газ, который обладает способностью связывать кислород, и тем самым прекращать горение. Но при этом он является, естественно, ядовитым. В связи с этим у каждого подводника на боку весит так называемый ПДА – персональный дыхательный аппарат. Это коробочка, в которой находится вещество, выделяющее кислород, при раздавливании специальной капсулы кислоты. ПДА обеспечивает подводнику от 15 минут при тяжелой физической нагрузке до 60 минут в статике нормальное снабжение кислородом".

Кроме того, военный эксперт обратил внимание на то, что лодка перевозила 208 человек, хотя была рассчитана на 81 члена экипажа. По его словам, такой перекомплект абсолютно нормален в условиях испытаний. Однако и в такой ситуации должны были соблюдаться все необходимые по уставу требования. "Безусловно, было что-то нарушено, - уверен Шурыгин. – Либо не хватило этих устройств, либо эти устройства были недоступны людям, то есть они не носили их с собой… Либо эти люди были не обучены работать с этими устройствами, и в условиях этой ситуации произошла эта трагедия по растерянности".

Как писали Дни.Ру, ранее один из членов комиссии по расследованию чрезвычайного происшествия заявил, что система пожаротушения на субмарине была полностью исправна.

Напомним, что трагический инцидент был зафиксирован в субботу, 8 ноября. Во время ходовых испытаний субмарины в Японском море погибли трое военнослужащих и 17 гражданских специалистов. По заключению медицинских экспертов, причиной смерти стало отравление ядовитым газом. Официальные результаты работы комиссии, выясняющей причины этого происшествия, должны быть объявлены 14 ноября.

Отмечается, что все члены экипажа, включая гражданских лиц, имели персональные дыхательные аппараты. Однако выброс ядовитого газа, блокирующего процесс горения, произошел в три часа ночи по местному времени, когда многие люди спали. Поэтому некоторые из них, возможно, не успели воспользоваться спасательными средствами, сообщает "Эхо Москвы".

ДНИ в Telegram