Выбирать и назначать в герои – куда проще. Не так страшно ошибиться, ведь максимум, что можно в этом случае потерять, - это одобрение тех, кто не согласится с вашим мнением. Ну и, конечно, расположение тех, кто тоже хотел попасть в этот список, но не попал.
С изгоями все намного сложнее. Тема – деликатная, а набор персонажей – в высшей степени спорный. "А судьи-то кто?" – спросит "изгой". А судит, как это ни банально, само время. Именно оно, как известно, расставляет все на свои места. Забвение может быть кратковременным, а может быть вечным. Составители списка не претендуют на истину в последней инстанции и уж тем более на окончательный вывод: кто остался за бортом навсегда. Но, по факту, именно эти люди на сегодняшний момент исчезли из поля зрения или очень сильно сбавили обороты. Впрочем, и последние, как известно, могут стать первыми. По крайней мере, среди "Изгоев-2004" такие есть. "Буржуазный журнал" собрал на своих страницах главных изгоев 2005 года.
Свою первую песню Земфира сочинила в пять лет, и эта песня была про группу "Black Sabbath". Потом была музыкальная школа и училище искусств. Студенткой Земфира Рамазанова подрабатывала пением в уфимских подземных переходах и крутых ресторанах. В рестораны захаживали большие башкирские чиновники и целовали ей руки. Иногда просили спеть "Мурку", она отказывалась, в нее стреляли. До сих пор за ухом шрам. Два года работы на местной "Европе Плюс", связи и вживание в мир шоу-бизнеса - и в Москву... В Москве стоит мутный 1998 год. Она чудом убеждает Лагутенко и его продюсера Бурлакова вложиться в нее. За десять дней записывают все песни в Москве, еще за две недели сводят материал в Лондоне и выпускают альбом "Земфира". Из 14 песен с альбома половина стала хитами. А Земфира мгновенно стала звездой. Зрители ее полюбили за искренние девические истерики и тут же, почти без паузы, заразительный смех. Музыкальные критики - за любовь к брит-попу. Желтая пресса - за двусмысленность сексуальной ориентации. Второй альбом содержал три хита. Затем последовали провальные "14 недель тишины". И Земфира замолчала на три года. В 2005 году вышла "Вендетта". И стало понятно, что прежней Земфиры уже нет. Нынешняя Земфира понятна Абрамовичу и куршавельской богеме. Что любить в ней 14-16-летним тинейджерам - решительно непонятно. Армия поклонников рассасывается на глазах, немало концертов проходит перед полупустыми залами. А сама Земфира, завороженная блеском миллиардов Абрамовича, этого еще явно не осознает.
В прошлом году порвавший было с "Родиной" Сергей Глазьев решил опять прибиться к хорошо знакомому красно-желтому берегу. Конфликт между Глазьевым и Рогозиным начался еще два года назад, когда последний зарегистрировал в Минюсте партию "Родина" и возглавил одноименную думскую фракцию. Сергей Глазьев тогда очень обиделся на Рогозина, который сместил его с поста председателя социал-патриотического крыла нижней палаты. Обида стала еще сильнее, когда "родинцы" отказались поддержать бывшего товарища на президентских выборах. После провального выступления на главной избирательной кампании страны Сергей Глазьев попробовал позиционировать себя как самостоятельного политика. Правда, из фракции "Родина" так и не вышел. Поначалу одиночное плавание Глазьева было любопытно. Но вскоре понятный интерес угас, и про экс-кандидата в президенты благополучно забыли. Все, кроме Дмитрия Рогозина. Он с маниакальным упорством звал Сергея Глазьева в "Родину" и даже сулил ему какой-нибудь руководящий пост. В июле 2005 года Глазьев принял-таки предложение стать одним из трех сопредседателей фракции "Родина" в Госдуме. Присоединиться к социал-патриотам он решил в тот момент, когда желто-красный корабль начал стремительно идти ко дну. Правда, на политической активности Глазьева это вряд ли отразится. Приняв предложение Рогозина, Глазьев плотно осел в тени своего соратника и тем самым полностью исчез с политической арены.
В прошлом году с российского голубого экрана исчез еще один боец информационно-аналитического фронта - Светлана Сорокина. В отличие от Ольги Романовой, которая со звучным грохотом захлопнула дверь на "REN-ТВ", Светлана Сорокина ушла из эфира Первого канала тихо и незаметно. Взяв традиционную летнюю паузу, руководители главного канала страны решили в новом осеннем сезоне обойтись без авторской передачи Сорокиной "Основной инстинкт". Это общественно-политическое ток-шоу шло каждую пятницу в 19:00 перед программой "Время", то есть в самый что ни на есть прайм-тайм. Сначала Сорокина вела прямые эфиры, затем передачу начали показывать в записи. А в июле прошлого года телебоссы и журналистка пришли к обоюдному решению, что программу "Основной инстинкт" пора закрыть. Сейчас Светлана Сорокина ведет собственную программу "В круге Света" на радиостанции "Эхо Москвы", чье эфирное время кажется почти резиновым, учитывая количество гонимых авторов, которые здесь трудоустроились. Кроме того, журналистка остается в штате Первого канала. По словам гендиректора Первого канала Константина Эрнста, сейчас Светлана Сорокина занимается проектом, связанным с усыновлением беспризорников. Больше об этом ничего не известно. Кроме того, она собиралась снимать 10-серийный документальный фильм на неназванную тему. А вот карьера Сорокиной в качестве ведущей общественно-политических программ, видимо, закончилась.
В конце ноября 2005 года на телеканале "REN-ТВ" произошла штатная в принципе ситуация, вылившаяся в скандал. Ведущую новостной программы "24" Ольгу Романову в один прекрасный день не допустили до эфира. Ситуация в общем-то рядовая. Новый генеральный директор канала Александр Орджоникидзе решил обновить кадровый состав, чтобы увеличить рейтинги передач. Однако Романова была уверена: с голубого экрана ее убрали за то, что она пожаловалась на цензуру, якобы существующую на канале. В ответ Орджоникидзе предложил Романовой до 1 марта придумать концепцию новой информационно-аналитической программы. Вместо этого ведущая подала заявление в Хамовническую межрайонную прокуратуру с просьбой о возбуждении дела по поводу "недопущения" ее в эфир. При этом журналистка сообщила публике, что был издан приказ, который запретил ей рассказывать о творящихся в телекомпании безобразиях. Учитывая, что незадолго до скандала крупный пакет акций "REN-ТВ" купили немцы, которые очень щепетильно относятся к понятию "корпоративная этика", такое указание выглядело вполне объяснимым. Однако Ольга Романова почувствовала в нем угрозу. Вскоре она решила подать в суд еще и на новых немецких владельцев "REN-ТВ". Чем кончатся судебные разбирательства, пока неясно. Но голубой экран журналистка, видимо, покинула надолго. Заживо похоронив свою телекарьеру, 5 декабря она уволилась с канала "REN-ТВ" и перешла работать на радиостанцию "Эхо Москвы".
Начало прошлого года не предвещало Сергею Мостовщикову никаких огорчений. Он возглавлял еженедельник "Новый очевидец" - русский аналог "Нью-Йоркера", чуть более претенциозный и чуть менее внятный, чем оригинальное издание. Окруженный верными учениками, поклонниками и многочисленными любителями крупных гонораров, Мостовщиков имел репутацию гуру интеллектуальной журналистики. Все это кончилось в один ужасный момент, когда после новогодних каникул обнаружилось, что издатели больше не хотят финансировать эксперименты Мостовщикова. "Новый Очевидец" закрыли. Полгода о Сергее Мостовщикове не было ни слуху ни духу. А осенью под его руководством начал выходить обновленный журнал "Крокодил". Это была не лучшая идея. Старинный журнал, с которым у многих читателей ассоциируется счастливое советское детство. Умище главного редактора, который проявляется даже в карикатурах и комиксах (уж если нужны вам комиксы, так пусть они будут про человека-говно). Дмитрий Муратов из "Новой газеты" в качестве партнера-издателя. Да еще и отсутствие денег на рекламу и даже на приличную бумагу и типографию. Единственный способ привлечь внимание при таком раскладе - эпатаж. Но с эпатажем важно не переусердствовать, а Мостовщиков, увы, переусердствовал. В результате на него обиделись все - коллеги, инвесторы, а самое главное, читатели. Жалко, талантливый журналист ведь пропадает.
Легендарный главный редактор "Коммерсанта" Андрей Васильев. У него не забалуешь. Даже Бориса Березовского заставлял собственные статьи печатать в собственной газете за собственные деньги на правах рекламы. А уж журналисты своего "пьяного Васю" обожали, несмотря на то что он мог за оплошность оштрафовать, скажем, на ящик водки. Однако как бы тебя ни любили журналисты, против хозяина не попрешь. Березовскому независимость главного редактора принадлежащей ему (т.е. Березовскому) газеты стала надоедать, тем более что президентские выборы все ближе, - нужно с Путиным воевать, а не качественные газеты выпускать. В июне прошлого года Борис Абрамович отправил Андрея Васильева в почетную ссылку в Киев - открывать украинский "Коммерсантъ". Надо сказать, что старт проекта Васильеву удался: на Украине появилось одно из первых серьезных деловых СМИ. Говорят, что бывшему главреду "Коммерсанта" даже принадлежит в новом проекте пакет акций. С тех пор мы видели Васильева только один раз - в эпизодической роли коммерсанта в чудовищном телесериале Романа Качанова "Взять Тарантину". Для многих осталось загадкой, почему Васильев не решился расстаться с Березовским. Неужели настолько боялся остаться без работы? Видимо, просто за годы работы в главной деловой газете страны Васильев стал фигурой такого масштаба, что в редакторское кресло абы какого издания он уже попросту не влезет. А в не абы какое - не позвали. В общем, Васильев может еще долго пить горилку и лелеять надежду, что его позовут обратно в Москву, где его уже стали потихоньку забывать.
Более десяти лет Аркадий Вольский занимал должность президента Российского cоюза промышленников и предпринимателей (РСПП). В последнее время это стало скорее наказанием, чем благодатью для некогда мощной организации. Из авторитетной лоббистской структуры, которая в 1990-е годы играла огромную роль на политической сцене, РСПП превратился в малозаметный олигархический профсоюз, который изо всех сил старался держаться в тени, изредка выстреливая в эфир незначительными комментариями. Внутри РСПП тоже начались раздоры, которые грозили привести к развалу выстроенной 16 лет назад громады. То, что в Союзе промышленников и предпринимателей не все гладко, подтвердила и манера, которой решили судьбу Вольского. О его смещении с должности решение было принято накануне самого заседания. Способный моментально собраться и правильно отреагировать на любое событие, Аркадий Иванович оказался никудышным стратегом. А коллеги ждали от главы РСПП не столько умения быстро прокомментировать возникшие трудности, сколько таланта предугадать неприятности и не допустить их. Не выдержав града претензий, поначалу Вольский согласился уйти в добровольную отставку, но в последний момент внезапно отказался от своей идеи. И тогда коллектив решил за него. 30 сентября главой Российского союза промышленников и предпринимателей был избран хоть и более молодой, но не менее опытный Александр Шохин. Аркадия Вольского назначили пожизненным почетным президентом Союза.
Былая слава не дает покоя юмористу Виктору Шендеровичу. После того как он исчез с голубых экранов, народ начал стремительно забывать бородатого сатирика, который всегда с удовольствием смеется над собственными шутками. Аудитория радио "Эхо Москвы", где выходит авторская программа Шендеровича "Плавленый сырок", весьма специфична и ограничена. А подписи под статьями в малотиражных, так называемых оппозиционных изданиях, в которых печатается наш герой, обычно вообще никто не читает. То ли дело - политика. Сначала Шендерович решил поучаствовать в процессе опосредованно и записался в Комитет-2008, чтобы помочь демократам объединиться. Однако демкружок настолько быстро распался, что свое веское слово в нем не успели сказать даже более яркие персоналии. И тут судьба послала юмористу второй шанс - депутат Госдумы Михаил Задорнов ушел из парламентариев в банкиры. На его место объявили конкурс. В нем-то и поучаствовал Виктор Шендерович. Изначально общедемократическим кандидатом на декабрьских довыборах в нижнюю палату по Университетскому округу должна была стать юная лидер движения "Да!" Маша Гайдар, но тут на горизонте возник юморист, и девушке пришлось ретироваться. В окружении Шендеровича шептались, что бородатый сатирик полностью уверен в победе, поэтому список добрых дел, которыми он намерен заняться в Госдуме, юморист публиковать не стал. В предвыборной программе он ограничился обещанием нанять в помощники людей "с безупречной репутацией". Шендерович набрал всего 15,91 процента голосов и в большую политику не попал.
"Фабрика звезд-5" стартовала 17 сентября 2004 года. К финальному концерту в СК "Олимпийский" 20 декабря того же года стало понятно, что телепроект в формате реалити-шоу побил все рекорды по популярности, затмив даже незабвенное шоу "За стеклом". Рейтинги зашкалили на обоих каналах - и на Первом, и на MTV. А рейтинги на нынешнем телевидении - это больше, чем Бог. Алла Пугачева отработала уплаченные ей миллионы. Победителем стала якутская девушка Виктория Дайнеко, которую называли фавориткой Примадонны, и 2005 год, казалось бы, должен был стать для нее сверхъудачным. Увы, в конце года вспомнить фамилию Дайнеко мог разве что самый отъявленный фанат "Фабрики звезд". Второе место занял Руслан Масюков, пропавший немедленно. Третье место разделили Наталья Подольская и Михаил Веселов. Почти наверняка из четырех названных фамилий читатель без труда вспомнит только рыжеволосую Подольскую, и то в связи с ее участием в "Евровидении". Что же произошло? Как страна, только что неотрывно смотревшая за каждым жестом совершенно незнакомых ей малообразованных детей, тут же забыла своих героев? Ларчик просто открывался. В русском шоу-бизнесе выживает не последний герой, а герой с инвестором в комплекте. Нет инвестора - нет звезды. Надежный инвестор в лице собственного бойфренда нашелся только у Подольской. Менее надежный - у Елены Кауфман, его хватило только на запись первого альбома. Таким образом, "Фабрика звезд-5" - самый успешный реалити-проект за историю российского ТВ - утонул в болоте шоу-биза. И даже пузырьков не пускает.
"Прошлый год для лидера "Родины" Дмитрия Рогозина начался с разгрузочных дней. Правда, и процесс избавления от лишних килограммов вождь социал-патриотов смог превратить в политическую акцию. Объявив диету голодовкой в знак протеста против вступления в силу закона "О монетизации льгот", глава "Родины" заперся в Думе и принялся худеть. В течение полутора недель избирателей регулярно оповещали о частоте пульса и величине давления голодающего оппозиционера. Иногда приходили тревожные сообщения о появившемся в кабинете худеющих запахе борща и котлет. Через 10 дней заметно постройневший Рогозин появился на публике. Акция закончилась. И началась травля сторонников, хоть в чем-то не согласных с линией вождя. В июне за "раскольническую" деятельность из "Родины" уволили Сергея Бабурина, который обвинил внутрифракционных оппонентов в том, что их спонсирует Борис Березовский. Еще 11 человек ушли вслед за Бабуриным сами. Отсутствие внутрипартийной критики окрылило Рогозина. Он решил, что теперь ему позволено все. В октябре под чудовищным лозунгом "Москва для москвичей" стартовала предвыборная кампания красно-желтых в городскую думу. Кинув этот клич в многонациональном мегаполисе, Рогозин поставил партию на грань фола. Выпустив ролик с жующими арбуз кавказцами и призывом "Очистим город от мусора", "Родина" грань фола перешла. Партию сняли с выборов. Лицо Рогозина отразило недоумение. Социал-патриоты без боя сдали главный российский регион соперникам.