Белявский: "Фокс сломал мне кинокарьеру"

В свои 72 постаревший "красавчик Фокс", актер Александр Белявский, остается одним из самых востребованных актеров нашего кино. С тех пор как с грохотом по стране прокатился культовый фильм "Место встречи изменить нельзя", минуло уже без малого четверть века… Актер рассказывает о неудавшихся ролях и размышляет о своей актерской судьбе. С актером встретился корреспондент газеты "Московский комсомолец". Александр Борисович, у вас очень усталый вид. Как всегда, много работы? Скорее забот очень много. Сейчас все на меня навалилось: и ремонт дома, и семейные хлопоты. А вообще вы правы: работы этим летом очень много. Съемки, озвучивание по снятым картинам, творческие встречи со зрителями, на телевидении продолжается программа "Ностальгия"... Много разных дел. Сколько лет не были в отпуске? Какой отпуск? Я уже на пенсии 11 лет.

Не больно-то вы похожи на пенсионера. Почему? Я нигде не работаю, нигде в штате не числюсь. А если и играю четыре спектакля, снимаюсь в кино, озвучиваю роли, то там отпуск не предусмотрен. Хочешь — соглашайся, не хочешь — не соглашайся.

Вы часто снимаетесь за рубежом. Недавно вышел голливудский фильм "Цена страха" с вашим участием. Да, этот фильм "Парамаунт" снимал в Канаде. Американцы тоже не дураки, деньги считать умеют — там дешевле. А еще в Майами снимался — райские края, но тоже домой потянуло через 10 дней. В Париже... Ну, там вообще со мной такое приключилось...

Что же? Только приехали — и меня сразу обокрали. Араб какой-то прямо в метро в карман залез. Сначала мне казалось, что он просто прижимается ко мне. А я по-французски говорю еще хуже, чем по-английски. Но сказал ему, вежливо так: "Это некрасиво, не надо так делать". И отвернулся. Когда поднялись наверх, залезаю в карман — пусто…

Вы народным так и не стали. Да вы что?! Нет, конечно. Когда меня спрашивают, я в шутку отвечаю: "Не достоин".

А на самом деле как думаете? Я никак не думаю. Народ меня знает. А если Министерство культуры не знает — это их проблемы...

Вам часто приходилось извиняться? Нет, не очень. Я, конечно, совершал в жизни ошибки, может быть, и обижал людей. Но никогда не делал это корыстно, или сознательно, или из чувства какого-то хамства.

В свое время вас не утвердили на роль Остапа Бендера. Обида осталась? Осталось недоумение. Ужасно, когда нашим делом руководят чиновники. Мне же так внятно ничего и не объяснили. Гайдай тогда со мной поделился: "Они не хотят даже смотреть твою пробу. Говорят мне: "Привезите все пробы Бендера, кроме пробы Белявского". Александр Борисович, а вас не раздражает, что из более чем ста ваших ролей люди запомнили Фокса? Ой, не говорите. (Смеется.) Фокс сделал меня известным, но надолго "сломал" кинокарьеру. Для режиссеров я стал не Белявским, а Фоксом, и долгое время меня приглашали играть только бандюков всяких.

Говорят, что будто бы Высоцкий настоял, чтобы Фокса сыграли именно вы. Вы что, с ним были хорошо знакомы? Нет. Мы виделись всего-то один раз — мельком пересеклись в Театре на Таганке. Понятия не имею, почему он меня выбрал. Может, фильм какой видел с моим участием? Теперь остается только догадываться, а тогда я не спрашивал.

А вы отдаете себе отчет в том, что ваш Фокс стал родоначальником теперешних кинобандитов? Бандиты типа Фокса сегодня стали героями нашего времени. Вам не страшно? Если честно, есть немного. Недавно я с ужасом прочитал, что дети уже играют в эту самую "Бригаду"... Но не надо сравнивать два этих фильма. "Бригада" лишена тех душевных разладов, которые происходят с каждым из нас ежедневно, ежеминутно. Когда подсознательно люди мучаются: поздороваться или не поздороваться, простить или не простить, вернуть кошелек или не вернуть. Вот такие, вроде и бытовые, но поворотные вещи: как жить по душе, по справедливости, что достойно, а что недостойно? На эти вопросы фильм "Бригада", к сожалению, не отвечает... Кстати, сейчас про вас говорят, что от ролей вы не отказываетесь. Это так? Практически не отказываюсь. Только в крайних случаях. Почти в любой роли можно найти какой-то интерес. Я понимаю, что фильм не станет шедевром. Ну не могут режиссеры снимать одни шедевры…

У вас какая цель в работе? Работать. Я лишен тщеславия, желания всемирной известности, богатства... Это все не для меня. Мне нужна работа. Если она получается — хорошо. Если могу материально обеспечить семью — хорошо. Если это не вредит моему здоровью — хорошо. А сидеть в мои годы и ждать, что на меня какой-то шедевр вдруг свалится... Извините, когда человеку за семьдесят и он востребован — это уже счастье. Но это вовсе не означает, что я соглашаюсь на любую работу. Как-то мне предложили озвучить порно... ??? А чего такого? Деньги были большие. Предложить — одно, а уж согласиться — совсем другое. Мы работали на озвучке одного фильма, и в конце смены режиссер сказал: "Ребят, кто хочет подзаработать, задержитесь. Сейчас мы тут один роличек озвучим". А когда выяснилось, что это за роличек, я сказал: "Извините, я уже не хочу задерживаться". Вообще, это противно — подсматривать за другими, да еще и изображать...

Что может заставить вас выругаться матом? Не знаю... Когда вижу, что беседую с человеком, который другими словами ну ничего не понимает...

Тогда вы переходите на его язык? Нет, не перехожу. Достаточно один раз сказать, и тогда наступает какое-то взаимопонимание.

ДНИ в Telegram