Фоменко широкой общественности известен в первую очередь, как шоу-мен. Другая ипостась Николая, в которой он проявил себя не меньшим профессионалом – автогонки – знакома довольно ограниченному кругу людей. Фоменко только что вернулся из Штатов, где принимал участие в 24-часовой гонке. Но не об этом поведал Николай в интервью "Дням.Ру". Кстати, до отъезда за океан Фоменко признался, что в Штатах никогда не был. В то, что человек, объездивший буквально всю Европу, не ступал на американскую землю, верилось с трудом. Казалось, он немного лукавит. А потому первый вопрос, разумеется, был именно об этом "факте биографии".
- Почему же вы ни разу не были в Америке? Вы были не выездным? Вас туда не пускали?!
- Меня не пускали туда в 1994 году. Был с ними конфликт, но я его сам инициировал. Суть дела в том, что меня туда заставляли ехать работать, приглашали американцы. Но это не совпадало с моими желаниями.
Не понимал, почему это мне нужно работать именно там. Но ведь и визу очень долгое время не выдавали. В общем, в какой-то момент я сказал: все, ребята, спасибо, не хочу.
И сейчас не мало возникало проблем, огромное их количество: с вылетом, опозданием, с тем, КАК они работают… Это абсолютный Советский Союз, совершенный "Парамаунт Пикчерс"! Они не строят дома – только фасады, чтобы было легче разрушать.
И вообще, государство запредельное. Это – ДРУГОЕ. Может, в Японии тоже так мир устроен, не знаю. Такое ощущение, что они все там ходят вверх ногами.
- И какие у вас были первые впечатления, когда впервые ступили на эту землю?
- Отвратительные! Первые впечатление, когда я вышел в Нью-Йорке в их JFK (имени Джона Кеннеди), что я попал в аэропорт города Минеральные Воды образца 1978 года, клянусь!
- Действительно все так плохо?
- Я клянусь вам. Мы в Европе без конца сидим, гоняемся все время в Европе. Франкфурт, даже Шарль де Голь, глупый и запутанный, Хитроу, Амстердам, Брюссель – это качество культуры, качество чистоты, качество всего. А Америка – это ужас! Затрапезная, ободранная, обшарпанная, заплеванная, вонючая страна.
- После этого взглянули по-новому на Россию?
- Вы знаете, нет. Я и так все знал, без этого. Я думал, что в Америке плохо, но не думал, что так.
- То есть, это не та страна, в которую вы хотели бы вернуться?
- Мне придется туда попадать, хочу я этого или нет. Это спорт. Но отдыхать я туда не поеду. Есть вещи, которые стоит посмотреть, есть вещи, которым надо учиться. Несомненно. Но иллюзий я никаких не испытывал.
У них такая же реальная глубинка, с такой же настоящей, извиняюсь, задницей, где очень плохо живут люди. И ничего из ряда вон выдающегося там нет. Но зато у нас жажда жизни больше.
- Доминиканская Республика, откуда вы вернулись после съемок "Последнего героя-3", на вас, наверное, произвела гораздо большее впечатление?
- Та сторона, на которой были мы, это настоящий Грозный после войны. Это отсталое государство, очень странное. Бывшее вуду, понимаете? Зомби, это серьезно, на самом деле.
- Какие впечатления остались от съемок в "Последнем герое-3"?
- Да никаких! Я на самом деле был удивлен тем, что ребята ТАК себя вели. Вот это меня поразило больше всего. Это было самым большим открытием. Я не ожидал, что они ТАК мужественно и ТАК круто продержаться.
И конечно, я могу сказать, что знаменитыми, известными просто так, абы кто не становятся. Я подчеркиваю это все время. Они с человеческой точки зрения показали себя потрясающе. Просто потрясающе.
- Во время съемок не хотелось оказаться по ту сторону барьера, быть в их команде?
- Я был счастлив, что я не в команде, и я никогда не буду находиться и никогда не вступлю в подобное испытание. Это нелепо. Природа делает с тобой все, что хочет. Она делает тебя, как муравья. Ты попадаешь под все флоры и фауны, к которым мы не привыкли. Организм против, все ломается, есть нечего. Ты такой же таракан для природы, как и, собственно, таракан.
- Природа показала место человека?
- Ну, природа никому ничего не показывает. Она не в том состоянии, чтобы кому-то что-то показывать. Она просто есть. А мы ее маленькая составляющая. Но если мы умудрились жить в цивилизации, и сегодня живем в цивилизации, не надо от нее отказываться. Надо принимать это как благо и как существующую позицию сегодняшнего дня.
А 500 лет назад была другая цивилизация, и жили по-другому, и умирали по-другому. Но, тем не менее, то, чем болел Христофор Колумб и от чего он умер, до сих пор блуждает. Я сам простудился, заболел лихорадкой чудовищной, а один человек вообще потерял слух, лопнули барабанные перепонки.
Но как такие вещи проследить? Вы приезжаете с севера на юг, получаете настоящие джунгли Амазонии. Там такое ползает, лазает, летает в воздухе, что понять не возможно. И то, что ребята прожили со всем этим 45 дней – это конечно, подвиг.
- У вас на руке браслетики - "оттуда"?
- Да, оттуда. Они ничего не означают. Это древние таинские браслеты, которые делают те индейцы, которых поубивали испанцы. Вполне возможно, что они что-то означают. Но что – узнать не возможно. Мне лично они просто понравились.
- А талисман есть?
- Нет.
- Не верите в их чудодейственную силу?
- Вы знаете, сначала начинаешь верить, потом запутываешься в этой вере. Сначала один талисман, потом 28-й… Носки не те одел, трусы не те… Можно сойти с ума от этого.
- А в какую авантюру вы бы ни за что не ввязались?
- Ни в какую! Я не ввязываюсь в авантюры, это самое главное. Это же чудовищно.
- Что с вашей точки зрения авантюра?
- Не знаю… Зарабатывание быстрых денег, моментальных …
- Но в России как раз именно такой способ превалирует.
- Мне так не кажется. В России давно этого нет. И все это вовсе не так просто. Люди, которые заработали большие деньги, не просто так их заработали. Можно говорить, плохие они или хорошие. Но они не простые люди. Деньги не падали им с неба в виде манны небесной, так не бывает.
Это были затраты - физические, нервные, мозговые, – какие хотите. Это была адская работа. Поэтому они все достойны уважения в том или ином виде.