В наступающем году артисту Георгию Буркову исполнилось бы 70 лет. Но, к сожалению, артист ушел от нас в 57. Он почти не сыграл главных ролей, но персонажи его раз и навсегда запомнились публике своими коронными репликами "Я никогда не пьянею" или "Я за машину родину продал". Георгий Бурков был первым человеком, обнаружившим своего друга, Василия Шукшина мертвым… На экране Бурков часто представал в образе выпивохи и чудака, а каким он был в жизни? Газета "Мегаполис – Экспресс" в статье, посвященной судьбе Буркова, рассказывает о том, что репутация алкоголика чуть было не испортила ему карьеру.
Возникли эти слухи не на пустом месте. Дело было так. К 30 годам Бурков был провинциальным актером без театрального образования, но его считали самородком.
И вот однажды о нем узнал московский режиссер Львов - Анохин и пригласил в Москву. Бурков поселился в общежитии. Но в день премьеры утром в общагу к Буркову завалился друг из Кемерова. Встречу решено было обмыть. К вечеру самородок не мог стоять на ногах. Премьеру со скандалом отменили. Взбешенный директор вывесил приказ об увольнении артиста.
Львов – Анохин уговорил директора дать парню еще один шанс. А зарплату он обязался платить из своего кармана – 100 рублей. И вот месяц спустя Бурков постучал в его кабинет, стоял с виноватым видом и мямлил: "Пятое сегодня". "Ну и что?" - не понял режиссер. "Как что? Зарплата сегодня", - печально произнес актер. Тогда режиссер спохватился, вынул кошелек и отсчитал Буркову сотню. Обоим было неловко.
Полностью отказаться от пагубной привычки Бурков так и не смог. Вот что он писал в своем дневнике: "Уже скоро месяц как меня лечат от хронического алкоголизма. Лечат все. Начиная от жены и кончая доктором К., общепризнанным авторитетом на алкогольном фронте.
Ужасно хочется причислить себя к избранным, к особого рода больным. С врачами я беседую сдержанно, выгораживая себя и облагораживая свои запои".
Но была у Буркова еще одна страсть, по силе не уступающая алкоголизму: был он заядлым книгочеем. С юности читал все подряд: от античной литературы до Маркса. Пробовал и писать. Когда роли его не удовлетворяли, пробовал себя в режиссуре, сочинял прозу, пьесы.
Еще в начале 80-х он замыслил фильм о крахе Советского Союза и как-то сказал жене: "Меня, конечно, посадят в тюрьму, но потом выпустят, и я получу "Оскара".
Жил Бурков очень скромно, никого не обременяя своими проблемами. Даже став заслуженным артистом, получал за съемочный день 28 рублей, а не 56, как положено: просить или требовать денег ему было неловко.
В 1974 году Георгий Бурков и Василий Шукшин вместе снимались в фильме "Они сражались за Родину". Жили на теплоходе у станции Клетская в Волгоградской области. Как-то Василий Макарович, окуная булавку в баночку с красным гримом, стал что-то чертить ей на пачке сигарет "Шипка". "Что ты рисуешь?" - спросил Бурков. "Горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны…", - ответил Шукшин.
На следующий день теплоход отмечал очередную государственную награду, присужденную Тихонову. Под утро, проходя мимо каюты Шукшина, Бурков заметил свет и зашел. Шукшин лежал на кровати лицом к стене. Волосы были выкрашены в белый цвет - так было специально задумано для роли.
Буркова поразила мысль, что спящий Шукшин очень похож на молодого Есенина. Но вдруг он заметил, что рука спящего неестественно скрючена на груди, а рубашка смята, как будто ее рвали. Похолодев от ужаса, Георгий Иванович вышел и долго ходил по теплоходу, не решаясь никому сказать о смерти друга.
Самого Буркова погубила вовсе не страсть к водке, как считают многие, а вторая страсть – к книгам. У Георгия Ивановича дома была большая библиотека.
В тот день он полез за книжкой, но не удержался и упал на подлокотник дивана, сломав бедро. В больнице выяснилось, что из-за перелома оторвался тромб. Артисту сделали операцию, но через три дня тромб попал в легочную артерию… Врачам так и не удалось спасти артиста.