Искусство Исландии с Бьорк

Третьяковка покажет отечественной публике незнакомое прежде искусство Исландии ХХ века. Экспозиция живописи и графики из этой страны в России демонстрируется впервые. Пейзажи и абстрактные композиции "озвучит" музыка исландской певицы Бьорк. Кроме того, будет показан ряд современных художественных фильмов Исландии. Государственная Третьяковская галерея покажет отечественной публике незнакомый прежде россиянам пласт современного искусства Запада - искусство Исландии ХХ века. Под девизом "Лицом к природе" здесь сегодня открывается выставка искусства Исландии.

Экспозиция живописи и графики из этой страны, отметила в интервью РИА "Новости" заместитель директора ГТГ Лидия Иовлева, в России демонстрируется впервые. Будет показано более 60 творений классиков исландского искусства и молодых авторов. Практически в том же составе, что и в Москве, художники Исландии "гастролировали" год назад в Вашингтоне - там подобная выставка с успехом прошла в знаменитой Галерее Коркоран.

Пейзажи и абстрактные композиции, преобладающие в экспозиции, не будут "немы": их "озвучит" музыка из альбома исландской певицы Бьорк, исполнительницы главной роли в "оскароносном" фильме "Танцующая в темноте".

Более того, выставка преодолеет традиционные рамки изобразительного искусства и превратится в центр фестиваля национальной культуры. В рамках Дней исландской культуры в Третьяковке будет показан ряд современных художественных фильмов Исландии.

Чтобы российский зритель яснее понял источники вдохновения мастеров искусств, равнины, горы и водопады на холстах дополнит миниатюрная фотоэкспозиция. Природу Исландии, которую нередко называют уникальной, запечатлел немецкий фотограф Эрих Шпигельхальтер.

"Вечные льды и жар недр, залитые лавой пустынные плато и величественные горы, широкие равнины и бесчисленные водопады, более 30 действующих вулканов и 300 горячих источников - все это накладывает неизгладимый отпечаток на образ жизни и образы искусства Исландии", - отметили организаторы выставки.

Не удивительно, что у истоков современного исландского искусства стоял именно пейзаж. Образ "страны широких просторов" рождался в начале ХХ века в панорамных ландшафтах романтиков Тоураринна Торлаукссона и Аусгримюра Йоунссона. Интерес к пейзажу вспыхнул в связи с ростом национального самосознания и борьбой страны за независимость (Исландия лишь в 1944 году получила полную самостоятельность от Дании). В эту эпоху изображение родной природы стало для исландцев воплощением национальной идеи.

Пионеры исландского искусства "создали новый визуальный мир для своего народа", и на десятки лет в стране утвердился приоритет пейзажного жанра. Вернувшись на родной остров, обратился к пейзажу и классик национальной живописи Йоханнес Кьярваль, прошедший в Европе через горнило авангарда. У Кьярваля, владевшего арсеналом модернизма, традиционная тема обрела неповторимую выразительность.

По его стопам следовали в предвоенные годы Йоун Стефаунссон и Юлиана Свейнсдоухтир, в чьем творчестве на смену идеализированным видам начала ХХ века пришли жесткие пустынные ландшафты - ледники, плато с застывшей лавой, суровые горы и пески.

Абстрактная живопись в середине ХХ столетия возобладала в Исландии, как и на Западе в целом. Но и ей не удалось вытеснить пейзаж из национального искусства. Явственно влиял жанр пейзажа на станковое и концептуальное искусство Исландии 1960-70-х, передался "виртуальному" искусству и инсталляциям последних лет.

По сей день лирический ландшафт остается доминантой творчества национальных авторов при всем обилии направлений и стилей. Через природные мотивы художники подчеркивают свою неразрывную связь с наследием, либо открыто противопоставляют себя традиции. В любом случае, родная природа присутствует в их произведениях как всеобъемлющая сила, с которой каждый пребывает в вечном диалоге.

ДНИ в Telegram