Немного амнистии для Чечни

Вчера помощник президента РФ Сергей Ястржембский представил трех депутатов парламента Чечни, избранного в 1997 году. И.о. председателя парламента Ичкерии Иса Темиров, Бауди Цомаев и Хасан Атаев ознакомили журналистов с постановлением своего представительного органа и обращением к президенту России Владимиру Путину. Так называемые "масхадовские" депутаты поддержали проведение в Чечне референдума. После чего экс-депутаты встретились с секретарем СБ РФ Владимиром Рушайло. Ястржембский специально подчеркнул, что в масхадовском лагере произошел раскол, его в этом поддержали "Россия", "Известия", "Газета".

Это было не единственное событие в Чечне, связанное с предстоящим референдумом. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ приняло решение направить своих представителей для наблюдения за проведением референдума ("ИФ"). Таким образом, частично снимаются опасения федерального Центра о непризнании итогов референдума ввиду отсутствия в Чечне международных наблюдателей.

Министр России по делам Чечни Станислав Ильясов заявил, что межведомственная комиссия по выплатам компенсаций за утраченное жилье и имущество жителям Чечни в течение двух месяцев должна разработать механизм выплаты компенсаций ("Эхо Москвы").

Кроме того, начальник штаба Воздушно-десантных войск генерал-лейтенант Николай Стаськов (руководивший миротворческими войсками ВДВ на Балканах и в Абхазии) предложил заменить в Чечне контртеррористическую операцию на миротворческую ("ИФ", 19.03).

И, наконец, заместитель генерального прокурора России Сергей Фридинский сообщил, что организатором взрыва Дома правительства в Грозном был Басаев.

Для СМИ, безусловно, представляло наибольший интерес первое событие. ТВС даже назвал его "сильным ходом российских властей". Однако вне пересказа официальных заявлений СМИ высказывают обоснованные сомнения по поводу амнистии, которая теоретическим могла бы быть объявлена – к ней как ко второму шагу после референдума призывают депутаты масхадовского парламента в своем обращении к Путину.

ТВС подчеркивает, что амнистия Масхадову и Басаеву не грозит, т. к. федеральные власти обвиняют их в причастности к организации теракта на Дубровке.

"Газета" со ссылкой на источник в Кремле отмечает, что "юридически это очень сложно. Дело в том, что по закону под амнистию могут попадать лишь определенные статьи Уголовного кодекса. Амнистия в рамках одной республики или "по национальному признаку" законом не предусмотрена. Иными словами, если освободить боевиков от ответственности за хранение и ношение оружия, то точно так же придется амнистировать преступников на всей территории России.

К тому же амнистия возможна только после того, как суд вынес приговор. Это значит, что боевикам, сложившим оружие, придется провести неопределенное время в СИЗО, и только потом они смогут рассчитывать на освобождение".

"Известия" наиболее оптимистично оценивают перспективы амнистии: "По сведениям "Известий", на днях 16 депутатов, в том числе Бауди Цомаев и Хасан Атаев, подписались под меморандумом, который предусматривает создание совместной рабочей группы с представителями официальных чеченских властей и федеральных органов.

В ближайшее время меморандум подпишут еще 9 "масхадовских" депутатов. Совместная группа займется выработкой документа о порядке выхода граждан из состояния вооруженного противостояния и их возвращения к мирной жизни. Меморандум гарантирует освобождение от ответственности и последующего преследования граждан, не совершивших тяжких преступлений; обеспечение их безопасности, в том числе членов их семей, до полной стабилизации обстановки в Чечне".

Нечто похожее предполагают и некие эксперты, на которых ссылается "Газета": "Кремль может реализовать идею амнистии другими способами. Например, распорядиться не возбуждать уголовные дела, если нет заявлений от пострадавших. Как это может быть оформлено - указом, законом или просто устным приказом, - пока никто не знает".

Подпишись в Telegram