ЕС из ЕврАзЭС пока никак

Главной темой открывшегося Евразийского экономического форума стало обсуждение перспектив введения единой валюты. Активно продвигает эту идею президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, поучаствовавший заодно в открытии года Казахстана в России. Введение единой валюты для ЕврАзЭС должно, по мысли Назарбаева, стать кульминацией экономической интеграции. "А то получается, что мы в ЕврАзЭС рассчитываемся, используя иностранную валюту, то есть отдаем чужому дяде часть своего труда и капитала", - пояснил Назарбаев ("Коммерсантъ").. Правда, случится это в любом случае не скоро – в 2011 году. Михаил Касьянов эту идею в принципе одобрил и предложил в качестве единой валюты российский рубль. Лукашенко, как водится, единую валюту поддержал.

Однако, отмечает "Газета.ru" (19.02), Назарбаев ничего не говорил о том, что единой валютой должен стать именно российский рубль – хотя и свои теньге не предлагал. Можно предположить, что президент Казахстана имел в виду опыт ЕС – то есть валюта будет "ничья". Касьянов же об общей валюте говорил довольно неопределенно (возможно, помятуя о печальном опыте использования российского рубля бывшими советскими республиками в начале 90-х), а больше упирал на единую платежную систему, в которой рублю уготована роль расчетной валюты.

Идея более реалистичная, хотя и ее полезность сомнительна. Если бы предприниматели из ЕврАзЭС желали вести расчеты между собой в рублях или теньге, а не долларах, они бы так и делали. Как намереваются Касьянов с Назарбаевым заставить их считать в рублях, остается только догадываться.

Само российское правительство в расчетах, например, таможенных пошлин предпочитает использовать евро. Впрочем, и приверженность Казахстана идее единой валюты не выглядит очевидной – глава тамошнего Нацбанка Георгий Марченко отметил, что главное – создать единую платежную систему, лучше всего на основе Межгосударственного банка СНГ, а какая валюта будет использоваться в качестве расчетного средства – дело десятое.

Помимо валюты, обсуждались на форуме и более приземленные вещи – например, евроазиатский газовый консорциум, который займется добычей и транспортировкой среднеазиатского газа в Европу, и создание единого энергорынка – вплоть до организации единого тарифного органа, который будет регулировать цены на услуги естественных монополий по всему ЕврАзЭС.

Однако все эти вопросы обсуждались в самом общем виде – идеи признаны интересными, но их должны проработать национальные правительства.

Причем пресса не уверена, что идеи эти вообще когда-нибудь будут воплощены в жизнь, да и в будущем самого ЕврАзЭС сомневается. "Коммерсантъ" отмечает, что вступление России в ВТО может сделать евразийский экономический союз бессмысленным, ссылаясь при этом на замминистра экономического развития Ивана Матерова: "Вступление в ВТО - это действительно критический вопрос. Мы все время говорим о синхронизации процессов преобразования в странах сообщества, но дифференциация условий вступления в ВТО в случае, например, вступления туда России ставит под сомнение само существование ЕврАзЭС".

А "Ведомости" обращаются к мнению неназванного казахстанского чиновника, который жалуется, что в Москве пока нет органа, который проводил бы интеграционную политику в ЕврАзЭС и при этом обладал должным авторитетом, - "секретарю ЕврАзЭС Георгию Рапоте приходится подолгу ждать аудиенции российских министров".

Предложение же Георгия Марченко создать министерства интеграции в странах "пятерки" либо наднациональный интеграционный комитет с властными полномочиями правительство России комментировать оказалось не готово.

"Известия" также обращают внимание на существенную разницу между политическими заявлениями и прозой жизни: "Отличие возможностей от реальности продемонстрировал на форуме глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс - если создание совместных энергетических проектов с Казахстаном обоснованно (в ближайшем будущем, сообщил Чубайс, будет создано СП на базе Экибастузской ГРЭС), то с другими странами ЕврАзЭС сложнее.

"Технически осуществимо, но не может стать бизнес-проектом ни по возврату инвестиций, ни по окупаемости", - пояснил Чубайс на примере Таджикистана". Сам ЕврАзЭС газета считает скорее политическим проектом, нежели экономическим союзом: "ЕврАзЭС вполне успешно может заменить СНГ, уже многократно похороненное комментаторами. Из зоны действия СНГ только три страны не вовлечены (в статусе постоянного члена или наблюдателя) в ЕврАзЭС - Грузия, Узбекистан и Туркмения. Впрочем, как раз эта тройка с наибольшей прохладцей относится и к СНГ".

Сравнение с СНГ, пожалуй, не самый лучший комплимент для ЕврАзЭС.

ДНИ в Telegram