Латвия: барьер на пути российской нефти

На днях наметился новый поворот в деле о закрытии "латвийского маршрута" транзита российской нефти. В январе 2003 Россия полностью прекратила экспорт нефти по трубопроводу через терминал АО Ventspils nafta в латвийском порту Вентспилс, переориентировав его на конечный пункт Балтийской трубопроводной системы - порт Приморск (Ленобласть).

Тогда традиционный путь российской нефти был закрыт решением правительственной комиссии по доступу к магистральным трубопроводам. В результате из-за перегруженности альтернативных направлений российские экспортёры углеводородного сырья понесли колоссальные убытки - по самым скромным оценкам, они составляли порядка полутора миллионов долларов ежедневно.

Теперь этому маршруту грозит другая опасность- под сомнение ставится законность приватизации самой АО "Вентспилс Нафта", которая управляет латвийскими нефтяными терминалами.

Новый толчок угасшему вроде конфликту дал вице-премьер латвийского правительства Айнар Шлесерс, который проявил неожиданный интерес к деталям прошедшего ещё в 1993-м году первого этапа приватизации этой компании. При его непосредственном участии Генеральная прокуратура Латвии приняла к рассмотрению документы, касающиеся этого процесса.

Местные наблюдатели усматривают в инициативе господина Шлесерса вполне различимый экономический подтекст. В самом деле, в Латвии были приватизированы сотни предприятий и некоторая "избирательность" в отношении одной из них не может не вызывать определённые сомнения.

Дело в том, что на данный момент латвийское правительство не контролирует деятельность "Вентспилс Нафта". В государственном управлении находится лишь 38% процента акций этого предприятия. Если же признать процесс приватизации незаконным, то исходя из перспективы неизбежной в таком случае повторной продажи "Вентспилс Нафта", потенциальному инвестору, можно будет предложить уже контрольный пакет акций компании, регулирующей экспорт значительной доли российской нефти.

Между тем, издержки от применения этой схемы грозят свести на нет планируемую выгоду от фактической национализации "Вентспилс Нафта".

Во-первых, юридические предпосылки для пересмотра результатов приватизации весьма туманны. Бывший генеральный директор Латвийского агентства по приватизации Янис Наглис, в своё время курировавший передачу компании в частное управление, уже высказался по этому поводу, заявив, что "нет ни малейшего основания усомниться в результатах приватизации "Вентспилс Нафты". Всю свою деятельность наше Агентство проводило в рамках существующих законов, особенно- в отношении приватизации крупных компаний. Сомнения в результатах приватизации лишь порождают нестабильность государственной собственности".

Во-вторых, как показывает практика, даже если сделка по приватизации всё-таки будет признана незаконной, на процедуру рассмотрения неизбежных жалоб акционеров в судах различных инстанций могут уйти годы, а то и вовсе отложиться на неопределённый срок.

Можно предположить, что Айнар Шлесерс пытается сбалансировать между интересами латвийского правительства, которое желало бы пополнить бюджет государства за счёт повторной перепродажи "Вентспилс Нафты" и предпочтениями потенциального инвестора, который в качестве обязательного условия приобретения кампании выдвигает продажу ему контрольного пакета.

Между тем, подобная тактика может привести к тому, что обе заинтересованные стороны останутся ни с чем. Шлейф судебных тяжб вряд ли повысит инвестиционную привлекательность компании, и уж во всяком случае претенденту на контрольный пакет придётся ждать, пока ситуация вокруг "Вентспилс Нафты" стабилизируется в правовых рамках. Но за это время можно упустить благоприятную экономическую конъюнктуру.

По мнению бывшего вице-премьера российского правительства Александра Шохина "если латвийская сторона будет долго возиться с продажей контрольного пакета АО "Вентспилис Нафта", то российский нефтеэкспорт полностью переориентируется на другие порты".

Иначе говоря, наученные горьким опытом обхождения вмешательства чиновников разного ранга в свой бизнес стратегические партнёры "Вентспилс Нафта" могут окончательно разочароваться в "латвийском маршруте" экспорта нефти и лишить Латвию весьма важного источника пополнения бюджета.

ДНИ в Telegram