"Железный занавес" по-хабаровски

Вчера руководство Межведомственной комиссии по защитным мерам и таможенно-тарифной политике приняло решение о переносе своего очередного заседания с 3 на 14 апреля. На своем заседании комиссия должна обсудить инициативу губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева, который прелагает закрыть 47 таможенных пунктов пропуска на огромной территории от Байкала до Камчатки для экспорта металлического лома. Однако, как стало известно от источника в самой комиссии, здесь полагают, что инициатива хабаровского губернатора недостаточно проработана.

Это уже не первая попытка Ишаева пролоббировать запретные меры для экспортёров металла. В минувшем году он добился выхода приказа Государственного таможенного комитета № 346, согласно которому под предлогом "контроля за экспортом" было запрещено таможенное оформление лома металлов в основных портах Приморья - Владивостоке, Находке, Восточном, Совгавани и Ванино.

Если новая инициатива хабаровского главы воплотится в жизнь, все дальневосточные предприятия, специализирующиеся на поставках сырья для металлургической отрасли стран азиатско-тихоокеанского региона будут вынуждены прекратить свою работу.

Виктор Ишаев не скрывает, что перекрывая пути экспорта российского металлолома, он действует в интересах одного предприятия - ОАО "Амурметалл".

При этом он мотивирует свои действия тем, что этому заводу якобы не хватает сырья для переплавки. На деле "Амурметалл", который не имеет собственной сырьевой базы, становится фактическим монополистом на рынке закупки металлического лома - не имея возможность продавать лом зарубежным партнёрам, поставщики будут вынуждены поставлять его этому предприятию, причём по бросовым ценам.

Ссылки на дефицит лома в регионе не выдерживают критики - по данным Минпромнауки, российский металлофонд оценивается в 1,3 млрд. тонн. Объем заготовки лома чёрных металлов по стране составляет примерно 19 млн. т. в год, из которых только 12 идет на российские заводы. По оценкам сборщиков, недосбор лома по стране составляет еще 7-8 млн. т. ежегодно.

При существующих сталеплавильных мощностях все запасы российского металлолома будут перерабатываться в течение нескольких сотен лет.

К тому же дальневосточные металлосборщики попутно выполняли ещё и "санитарную" функцию, очищая акватории приморских портов от старых корпусов сотен списанных судов, которые загрязняют окружающую среду продуктами окисления металла и остатками горючего. Бывшие хозяева этих кораблей из-за плачевного финансового положения не в состоянии проводить утилизацию брошенных судов.

По оценкам специалистов природоохранных ведомств, запрет продажи судовых корпусов на переплавку может повлечь за собой непредсказуемые экологические последствия.

Между тем, "эксперимент" по ограничению экспорта уже отрицательно сказался на экономике региона, где в этой сфере заняты более 10000 человек. По данным Дальневосточного таможенного управления, только за месяц после введения прошлогоднего запрета (май – июнь 2002 г.) таможенные платежи упали на 20 млн. рублей.

Всего же, по оценкам экспертов, потери бюджета после запрета экспорта лома могут составить около 40 млн. долларов в год, из которых порты потеряют около 7 миллионов, 21 миллион – железная дорога, а еще порядка 10 миллионов долларов недополучит в виде таможенных пошлин и без того небогатый госбюджет.

При этом нельзя забывать и об экологической составляющей проблемы. Так, запрет экспорта через морские порты уже привел к снижению темпов утилизации корабельных корпусов, представляющих серьезную опасность для экологии приморских акваторий.

Похоже, региональные власти никак не могут понять, что политика государственного протекционизма в интересах одного предприятия неизбежно приводит к тяжёлым последствиям для всего региона и продолжают отстаивать свои интересы посредством выстраивания административных барьеров.

Подпишись в Telegram