Станет ли Награда Оскаром?

Сегодня, когда страсти вокруг Национальной Интернет премии несколько утихли, можно попытаться ответить на вопрос, который следовало поставить совсем не сегодня, а несколько месяцев, а то и лет назад, когда организаторы только начинали подготовку к этому мероприятию, а интернет-сообщество только предвкушало раздачу призов: "А для чего Награда нужна?" Ответ на этот банальный вопрос как будто бы очевиден и прописан в самом положении о Национальной Интернет премии (НИП). Там сказано, что премия призвана выявить лучших и предъявить их широкой общественности.

Иными словами, НИП, согласно своей внутренней логике, преследует две цели. Во-первых, она является поощрительным призом для создателей тех или иных достойных проектов. Во-вторых, она является своеобразным знаком качества, который, как любой знак, на что-то кому-то указывает. В данном случае – указывает пользователям на то, что продукт достоин ее, пользователей, внимания.

Примерно такая же логика лежит в основе любой премии, награды, приза. Американский Оскар - самая известная из всех премий, определенно, и поощряет самых успешных, и заставляет всех остальных идти в кинотеатры и там наблюдать за тем, что успешные вытворяют перед камерой. Но – внутренняя логика самого мероприятия и логика внешняя, его сверхзадача – разные, абсолютно разные вещи.

Американская киноакадемия хочет выявить самых талантливых? Возможно. Но, думается, главная задача академиков одной из самых мощных в мире индустрий – заставить потребителя покупать и покупать заветные билетики, окунаться в мир захватывающих сказок, приносить деньги в кассу. Их главная задача – очаровать потребителя, загипнотизировать его, предъявить мечту, создать увлекательное шоу.

И Оскар – в первую и главную очередь такого рода шоу. Действительно, можно поддерживать в общественном сознании иллюзию какой-то состязательности, непредсказуемости (кто же получит Оскар?), но, в общем-то, какая для индустрии разница, кто конкретно победит, если за происходящим на сцене наблюдают миллионы телезрителей во всем мире, наблюдают за шоу киноиндустрии в целом.

Немаловажно то, что и служители индустрии – актеры, режиссеры – отлично понимают высшую задачу Оскара. Вряд ли кто вспомнит хоть один скандал, с Оскаром связанный – недовольных или обиженных тем, что им не досталась статуэтка, недовольных или обиженных тем, что их фильм не был номинирован и т.п. Действительно, как обижаться на шоу, благодаря которому ты имеешь возможность зарабатывать деньги? Как обижаться на то, благодаря чему твой бизнес знают во всем мире? Творческие амбиции? Но творческие амбиции – это явно не из "этой жизни".

Оскар – то, за чем следят, открыв рты и затаив дыхание. Оскар – шоу красивых мужчин и женщин, которым следует подражать. Оскар – законодатель мод, причем кинематографических – отнюдь не в первую очередь. Оскар – это знак некой "высшей жизни", "высшей иллюзии". Той "высшей жизни", которой удалось стать киноиндустрии. И в этом смысле Оскар – идеальная награда, идеальная, премия, идеальный приз. Идеальная PR-акция, призванная сделать телезрителей кинозрителями.

Для этого нужно и много и, одновременно, мало. Но, прежде всего, нужен некий корпоративный здравый смысл, который способен организовать совокупность частных желаний в нечто однонаправленное, причем направленное к понятной цели – благу всей корпорации, индустрии.

Сверхзадача Национальной Интернет премии ничем не отличается от сверхзадачи Оскара, как бы пафосно это не звучало. Задача НИП, которая тоже транслируется в телевизионном эфире, которая тоже могут увидеть миллионы зрителей – очаровать потенциального пользователя, потенциального инвестора, потенциального веб-девелопера. Заставить поверит его в силу и красоту этой Всемирной паутины, показать, какие красивые люди делают эти не всегда яркие и часто периферийные проекты. Очаровать юмором, оглушить экстравагантностью нарядов. Показать, что интернет – это здорово. Что с ним, с теми людьми, которые в нем, его делают – лучше, чем без этих людей и интернета. Продать себя, в конце концов.

К сожалению, опыт проведения последней Награды показал, что если с телевизионным эфиром, правильными ведущими и аудиториями, которые наблюдают за происходящим по телевизору, все более или менее хорошо, то с корпоративным здравым смыслом все несколько хуже. Личные обиды, демарши, локальные разборки, предъявленные публике – отнюдь не тот способ коммуникации, который способен повысить уважение и любовь последней к интернету.

И здесь отечественному интернет-сообществу есть над чем задуматься и поработать. До следующего сезона Национальной Интернет премии остается почти год.

ДНИ в Telegram