Тема: "Черный" PR в интернете

Интернет, как в очередной раз подтвердила акция по размещение "пленки с Жириновским" – оптимальная среда для всевозможных информационных сливов. Во-первых, он анонимен. Во-вторых, многими он воспринимается как единое СМИ, а СМИ у нас принято доверять. И сами СМИ от этого уже начинают страдать. К сожалению, отсутствие законодательной базы, регулирующей интернет, а также достаточно низкий уровень пользовательской культуры могут стать причиной того, что уже в самое ближайшее время рунет станет самым настоящим "сливным бачком", любимым инструментом "черных" политтехнологов. Пусть вброс информации в сеть еще не может оказывать влияния на массы россиян (охват еще не тот), но с нужными целевыми аудиториями работать уже можно.

"Черный" PR в новом информационном пространстве становится делом не просто достаточно технологически простым, но и прибыльным. Чем лучше отечественный топ-менеджмент и политический истеблишмент знакомится с интернетом, тем большее количество денег тратится на недобросовестные высокотехнологичные выпады в адрес конкурентов. Конечно, сегодня вряд ли кто-то сможет назвать точную сумму, зарабатываемую индустрией "черного" PR в интернете, но несомненно, что она исчисляется десятками тысяч долларов. По сравнению с оффлайновыми бюджетами – копейки. Но: а) в интернете все гораздо проще, чище (никто не поймает за руку), а, следовательно, дешевле. б) клиентов становится больше, гонорары растут и индустрия вместе с ними.

При этом технологически совершенно не важно, кто становится объектом удара из интернета – политический деятель или экономическая структура. Характерный пример последних недель – ситуация с появлением в сети фальшивых телевизионных рейтингов.

Комментарии "Первого канала".

Так, в сети интернет в последнее время участилась публикация данных социальных исследований, посвященных телевидению. Видимо, в связи с начинающейся избирательной кампанией начинается использование интернет-ресурсов как информационных каналов для предвыборной борьбы. Технологии черного PR, обкатанные в свое время в других видах СМИ, проникли и в электронную субкультуру. Любое третьесортное информационное интернет-агенство, проведя фиктивный опрос, вправе опубликовать его результаты, выдавая их за объективные. В дальнейшем эти данные могут использоваться партиями для неадекватного распределения бюджета, выделенного на проведение избирательной кампании. И большую роль в таком перекошенном распределении финансовых потоков играют затраты на СМИ, которые, в свою очередь, во многом варьируются в зависимости от того, какое место занимают телеканалы.

Поэтому следует доверять только проверенным источникам: недобросовестные информаторы, не называя методов исследования или применяя заведомо неадекватные, могут заявить о том, каково положение того или иного канала по определенной позиции. Это ведет к тому, что и другие ресурсы начинают публиковать недостоверную информацию со ссылкой на первый.

Конечно, критике можно подвергнуть методологический аппарат любого информагентства. Но, в то же время, коль скоро существуют общепризнанные авторитеты в области телеметрических исследований, имеет смысл опираться именно на их данные. Одним из таких агентств является TNS Gallup Media.

Комментарии Дней.ру.

В самые ближайшие месяцы можно прогнозировать значительное повышение активности в секторе "черного" PR в интернете. И, прежде всего, это будет связано с приближающимися федеральными выборами. Причем можно ожидать как банального появления компромата на тех или иных субъектов отечественного политического ландшафта, так и более тонких и изощренных способов дезактивизации конкурентов, как то: производство заведомо ложных рейтингов (как в случае с "Первым каналом"); производство сайтов двойников партий, движений, политических деятелей; проведение рекламных кампаний в поддержку тех или иных ценностей/антиценностей от имени партий, движений, деятелей и т.п.

И бороться с этим нужно двумя способами. На уровне законодательном – необходимо принятие четкой и ясной законодательной базы. На уровне культуры пользования интернетом – необходимо научить россиян критически относиться к тому, что появляется в интернете. Но, разумеется, даже в этом случае черные PR-технологии будут иметь место. Пример оффлайна – тому подтверждение.

ДНИ в Telegram