Буквально на днях заместитель руководителя Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Марат Бухарев усомнился в
честности сбора голосов в поддержку Сочи на конкурсе за размещение на
новых банкнотах. Он указал, что курорт Красная Поляна предоставляет
скидку гостям, проголосовавшим за Сочи, фактически обвинив соперников в
подкупе избирателей.
При этом сами власти Татарстана, озабоченные "соринкой в глазу" Сочи, задействовали в борьбе за первое место всю мощь административного ресурса. Издание "БИЗНЕС Online" писало, что в Сети оказался протокол совещания у вице-премьера РТ Василя Шайхразиева от 20 сентября: в нем всем министерствам и муниципалитетам республики предписано "обеспечить учет" сотрудников, проголосовавших за Казань на конкурсе. Были и сообщения о том, что школьников в Набережных Челнах учителя заставляли голосовать за столицу Татарстана прямо на уроках, об этом, в частности, писал Life.ru.
Параллельно в республике была развернута мощнейшая пропагандистская кампания, в которой приняли участие глава Татарстана Рустам Минниханов, глава Сбербанка Герман Греф, ректор РАНХиГС Владимир Мау, глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, а также министр связи России Николай Никифоров и глава Минстроя Михаил Мень.
"Несмотря на очевидную глупость идеи всенародного голосования за внешний вид купюр, в Татарстане к этим "выборам" отнеслись со всей серьезностью", – комментирует нешуточную схватку за 200 рублей местный журналист и блогер Ирек Муртазин.
Дошло дело и до информационных ударов по организаторам конкурса городов. На этой ниве отметились известные блогеры (Антон Носик), политологи (Станислав Белковский), а также региональные чиновники (из Сочи и Казани). Банк России обвиняли в накрутке голосов, непрозрачности голосования, подгонке результатов под заранее известный финал и даже провоцировании конфликта между соперничающими регионами.
Наибольшее число жалоб пришло опять же из Казани. Так, "Инициативная группа #200Казань", которая провела в Татарстане "сотни мероприятий" в поддержку голосования за размещение символов города на банкнотах в 200 и 2000 рублей, распространила заявление о фальсификации конкурса Центробанка.
"Складывается впечатление, что вместо ожидаемого результата от проделанной нами работы мы дважды в день видим взятые с потолка цифры, а победители уже давно определены и банкноты с новыми символами, согласно новой байке в интернете, уже напечатаны", – говорится в заявлении.
Примечательно, что всплеск гневных и обличительных публикаций в адрес Центробанка совпал по времени с эпизодами, когда Казань отставала в конкурсе от своих основных конкурентов – Сочи, Севастополя и Дальнего Востока.
В Банке России на выпады в свой адрес реагируют сдержанно, указывая лишь на недопустимость принудительной организации голосования и обещая разобраться по факту сообщений о подобных случаях в Татарстане.
"В Банке России считают, что подобные случаи неприемлемы и могут дискредитировать всю кампанию по выбору символов для новых банкнот, в которой на сегодняшний день уже приняли участие более полутора миллионов граждан, подавляющее большинство которых искренне борются за то, чтобы их город появился на новых банкнотах", – отметили в Центробанке.
"Мне кажется, что вся эта истерия, идущая со стороны отдельных регионов, и те методы агитации, которые они используют для достижения своих целей, дискредитируют саму суть этого конкурса, который должен был стать для жителей страны неким увлекательным соревнованием, но никак не местом удовлетворения чьих-то раздутых политических амбиций. Сейчас же ситуация вокруг голосования все больше напоминает жесткую предвыборную гонку, где кандидатам везде мерещатся заговоры и подковерные игры. Цель – победить любой ценой – может быть в большом спорте, но в данной ситуации она мне кажется как минимум странной. Когда в общем-то обычный конкурс превращается чуть ли не в бескомпромиссную войну компроматов, это, на мой взгляд, повод для того, чтобы посмотреть и проверить: а все ли в порядке у тех, кто эту войну компроматов развязал", – прокомментировал ситуацию "Росбалту" политолог, соучредитель Агентства стратегических коммуникаций Олег Бондаренко.