Партия калужского оппозиционера Андрея Нечаева "Гражданская инициатива" не смогла преодолеть первого же серьезного препятствия на пути к выборам – сбора подписей для регистрации. Местный избирком забраковал порядка 20% поданных партией подписных листов (около 1,3 тысяч подписей) и снял оппозиционеров с гонки.
Таким образом, "Гражданская инициатива" досрочно выбыла из предвыборной гонки – впрочем, как и их коллеги-конкуренты из Демократической коалиции на базе ПАРНАСа. Несмотря на довольно низкий "входной билет", обеим партиям не удалось наскрести даже 4 с небольшим тысяч действительных подписей. Разница была лишь в том, что ПАРНАС предпочел не позориться и решил не сдавать подписи вовсе.
Обе партии винят в своем провале власти: "Гражданская инициатива" – местные, ПАРНАС – федеральные. Однако помимо мифических "козней властей" (которые ни одна из партий не трудится доказывать), у фиаско оппозиционеров есть вполне конкретные причины. И одной из них является склока на старте кампании, из-за которой две либеральные партии решили идти на выборы в разных колоннах.
Изначально речь шла о том, чтобы оппозиционеры шли на выборы единым фронтом. Однако затем между Нечаевым и Алексеем Навальным на этот счет произошла размолвка – лидер "Гражданской инициативы" оказался не готов пожертвовать брендом и идти на выборы под флагом ПАРНАСа. Короткие переговоры не привели к компромиссу, и в один прекрасный день Навальный попросту выкинул ГИ за борт "Демократической коалиции". Причем Нечаев узнал о разводе с коалицией, как и полагается обманутому супругу, из соцсетей и сообщений СМИ – лично его уведомить никто не потрудился.
Второй ключевой ошибкой избирательной кампании стала "ставка на москвичей". Причем если ПАРНАС целенаправленно избавлялся от калужских коллег-либералов, чтобы протолкнуть нужных им кандидатов, то зачем на эти грабли наступила "Гражданская инициатива", не вполне понятно.
Так или иначе, к моменту сбора подписей обе партии подошли с полным набором столичных кандидатов – ПАРНАС выставил во главе списка Дмитрия Заякина (близкого приятеля Навального), а "Гражданская инициатива" взяла на борт целую плеяду известных в прошлом политиков – блогера Максима Каца, экс-главу РПР Владимира Рыжкова, а также депутата Госдумы Дмитрия Гудкова и его безмандатного отца Геннадия Гудкова.
Однако у избирателей никто из вышеперечисленных персонажей восторга не вызвал – ведь до выборов те вовсе не интересовались проблемами Калуги и ее окрестностей. Так у ПАРНАСа и "Гражданской инициативы" возникли трудности с вербовкой сторонников – желающих доверить калужский мандат залетным москвичам нашлось немного.
При этом обе партии, судя по всему, всю дорогу пытались выбить почву из-под ног конкурентов, провоцируя сетевые склоки и подсылая друг другу провокаторов в штабы. Те внедрялись под видом волонтеров и намеренно портили подписные листы неверными данными.
Неудивительно, что итогом подобной тактики стал полный провал избирательной кампании и снятие обеих партий с предвыборной гонки. Впрочем, так и должно было случиться с партиями, неспособными даже в критический момент показать хоть какое-то политическое здравомыслие и зрелость.