Жители Якутска решили обанкротиться

Фото: GLOBAL LOOK press
Как только заработал институт банкротства физлиц, махровые должники и их кредиторы потянулись вереницей в суды за признанием неплатежеспособности. За 1 октября, когда начал действовать новый закон, с заявлениями о личном банкротстве обратились десятки граждан и организаций. "Первооткрывателем" стала семья из Якутии.

В течение суток по всей России было подано несколько десятков заявлений о применении нового закона в отношении граждан, вступившего в силу 1 октября. Первое заявление о своей несостоятельности подали Егор и Елена Софроновы из Якутска, сообщает "Право.Ru". Портал отмечает, что у семьи – опыт жизни в сарае, 17 кредитов в трех банках, нет недвижимости, и, чтобы погасить долги, им понадобилось бы шесть лет и весь ежемесячный доход.

Заявление (№А58-5439/2015) семьи Софроновых из Якутска подано в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) и зарегистрировано там сегодня, 1 октября. Как следует из документа, у нее 17 кредитов в трех разных банках – Восточном Экспресс Банке, Азиатско-Тихоокеанском банке и якутском отделении Сбербанка. Общая сумма их задолженности по состоянию на конец сентября составляет 2,094 миллиона рублей. Как поясняется в заявлении, эти деньги Егор Егорович и Елена Андреевна взяли для строительства дома.

"В течение десяти месяцев, с января по октябрь 2015 года, мы пытаемся убедить кредиторов заключить мировое соглашение по предложенному нами плану, но так ничего и не добились, – говорится в заявлении Софроновых. – И вынужденно приходим к выводу о том, что мы не можем расплатиться с кредиторами в полном объеме и в срок, следовательно, мы банкроты". Их совокупный месячный доход на сегодня – 31 301 рубль. Но даже если вся эта сумма будет уходить на погашение кредитов, для того чтобы расплатиться с кредиторами, супругам понадобится шесть лет, обращается внимание в заявлении.

"Мы, семья Софроновых, поженившись в 2007 году, четыре года мыкались по разным углам, по родственникам, и в 2011 году, прожив до октября месяца в сарае, достроили наконец свой дом и въехали в него, – отмечается в заявлении. – На достройку дома взяли кредиты и потихоньку вносили деньги на погашения". Иногда для погашения старых кредитов чета Софроновых брала новые. "Думали, что так выйдем из положения, – оправдываются они. – Но по мере роста кредитов растет и задолженность. Пошли пени".

Ситуация обострилась в мае 2014 года, когда Егор Софронов стал безработным. В январе 2015 года супруги обратились в АС Республики Саха с заявлением "о рассрочке задолженности по кредитам в виде утверждения мирового соглашения" (№А58-51/2015), но тогда судья Татьяна Шамаева вернула им их заявление. Софроновы обратились с аналогичным иском в Якутский городской суд, но снова потерпели неудачу. Определение суда общей юрисдикции они обжаловали в Верховный суд Республики Саха, и там им разъяснили, что с подобным заявлением они обратились преждевременно: поправки, вводящие новый институт банкротства физлиц, в силу еще не вступили.

Софроновы не останавливались и попытались добиться своего другим способом – "изменили основание и подали в Якутский городской суд заявление о рассрочке задолженности по кредитам в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса (изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств)". Но и в этот раз заявление им вернули, а судья, рассматривавшая его, предложила им "разделить исковые требования согласно числу кредиторов, то есть написать 17 исковых заявлений в срок до 15 апреля 2015 года". "Мы не успели к этому сроку написать все заявления", – жалуются Софроновы. После этого, 4 августа, супруги вновь пошли в арбитражный суд, теперь уже с требование признать себя банкротами (№А58-4200/2015). Заявление им опять возвратили и все по той же причине – подано оно преждевременно, а новеллы еще не вступили в силу.

150-страничный закон №476, вводящий в России банкротство физлиц, был подписан президентом Владимиром Путиным 29 декабря 2014 года и изначально должен был заработать с 1 июля 2015 года. Однако летом начало действия поправок перенесли на октябрь, кроме того, изменили подведомственность таких дел – с судов общей юрисдикции на арбитражные.

Теперь граждане, которые не способны платить по долгам, могут подать заявление о своем банкротстве. Если суд с этим согласится, то непогашенный после реализации имущества долг будет аннулирован. Инициировать банкротство могут также кредиторы и уполномоченный орган. Последние могут обратиться с таким заявлением только при условии, что сумма их требований в совокупности больше 500 тысяч рублей и исполнение обязательств просрочено более чем на три месяца.

Из крупных банков пока только ВТБ 24 заявил о намерении протестировать закон. Банк подаст в следующем месяце 10–20 исков о банкротстве должников, хотя готов к подаче большего числа. Для начала надо посмотреть, в какой степени судебная система готова "переварить" новый закон, рассказал РБК зампред правления ВТБ 24 Анатолий Печатников. Сейчас у банка – 143 тысячи должников по кредитам с просрочкой более 90 дней с суммой долга более полумиллиона рублей.

ДНИ в Telegram