Эфэсошников лишат активов за рубежом

Фото: GLOBAL LOOK press/Bernd Wüstneck
Минюст утвердил приказ главы Федеральной службы охраны (ФСО) о запрете гражданским сотрудникам и военнослужащим иметь имущество за границей. Если кто-то из них или руководства ведомства владеет таким имуществом, он должен будет избавиться от него до 1 октября 2015 года.

Согласно приказу главы ФСО Евгения Мурова, военнослужащие и гражданские сотрудники ведомства, имеющие имущество за рубежом, должны избавиться от него до 1 октября 2015 года. Если они получили за границей наследство уже после вступления приказа в законную силу, им дается год на решение всех формальностей по его отчуждению.

В случае если сотрудник не может или не хочет избавляться от зарубежной собственности, его начальство готовит предложение директору ФСО о дальнейшей судьбе этого работника. Следить за исполнением приказа будут строго. Сотрудникам, имеющим имущество за границей, необходимо сообщить об этом в отдел кадров, а также предоставить доказательства того, что оно было отчуждено. Эти сведения будут заноситься в личное дело эфэсошников.

ФСО стало не первым ведомством в России, сотрудникам которого приказали избавиться от зарубежных активов. В феврале 2012 года аналогичный документ был подписан главой ФСБ Александром Бортниковым. Согласно этому приказу, напоминают "Известия", военнослужащим и гражданскому персоналу ФСБ, владевшим имуществом за пределами России, было необходимо доложить об этом начальству и впоследствии от него избавиться.

Кроме того, ФСБ еще в 2011 году ограничила выезд своих сотрудников за границу. В ФСО аналогичный запрет появился в 2014 году на фоне событий на Украине. Сотрудникам спецслужбы запретили выезжать в 108 стран, с которыми у США заключены соглашения о взаимной выдаче. Таким образом, они могут посещать только 27 государств. Ранее стало известно, что США ввели санкции против ряда высокопоставленных российских чиновников и силовиков, в том числе против директора ФСО Евгения Мурова.

По словам экспертов, таким образом российские спецслужбы минимизируют риски, связанные с провокациями и вербовкой своих сотрудников контрразведкой других стран. "Спецслужбы не могут себе позволить рисковать. Опасности может и не быть, но существуют четкие правила игры, в рамках которых такие ограничения допустимы", – рассказал генерал-майор Службы внешней разведки в отставке Юрий Кобаладзе. По его словам, если у сотрудника есть дом за границей, это еще не говорит о том, что его завербуют, но определенная зацепка для западных спецслужб появляется.

Бывший сотрудник ФСБ, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов напомнил, что еще во времена КГБ его глава Юрий Андропов запрещал сотрудникам иметь дачи, чтобы они не отвлекались от службы. "Если за границей есть дом, сотрудник уже задумывается о виде на жительство в этой стране. Если бытовые условия и уровень жизни в другой стране лучше, как он может полноценно служить на благо России? Кроме того, имущество за границей – это и компромат, и возможность для вербовки иностранными спецслужбами", – считает Кабанов.

Пока не известно, сколько сотрудников ФСО имеют имущество за границей. Согласно декларациям о доходах директора ведомства Евгения Мурова, его заместителей, а также членов их семей за 2014 год, у них нет иностранных активов.

ДНИ в Telegram