Из торговых центров бегут продавцы

Фото: mos.ru
Количество пустующих площадей в столичных торговых центрах превысило максимальные показатели с 2010 года. По данным аналитиков, число простаивающих без дела площадей достигло рекордной для столицы отметки 11%. В сложившихся условиях снижается и активность инвесторов. Ряд сделок по приобретению коммерческой недвижимости был отменен.

В первом квартале 2015 года уровень свободных площадей в столичных торговых центрах составил 5,6%. Этот показатель является максимальным с 2010 года. Как пишут "Известия" со ссылкой на отчет консалтинговой компании, за 2014 год этот показатель в среднем составил 4,8%, а до этого долгое время не превышал 3%. Если посмотреть на реальное количество закрытых магазинов, картина еще хуже: как отметила аналитик Юлия Ситникова, доля реально закрытых площадей в составе столичных торговых центров выросла по сравнению с концом 2014 года и находится на рекордной для рынка высокой отметке в 11%. В открытых с 2014 года объектах доля пустующих площадей составляет 50%, отметила эксперт.

В этих условиях затихает и активность инвесторов. Так, например, сорвалась сделка по продаже комплекса "Новинский пассаж". Покупатель отказался от сделки в связи с ухудшением ситуации на рынке коммерческой недвижимости и ростом стоимости заемного финансирования. Искать новых покупателей пока не планируется. Тенденцию связывают с сокращением числа покупателей в торговых центрах – люди стали реже ходить в крупные торговые комплексы площадью от 40 тысяч квадратных метров. Посещаемость таких объектов снизилась, по некоторым данным, на 5–12%.

Аналитики увязывают это нестабильным положением рубля, санкциями и новыми условиями, выставленными отечественным ритейлерам их иностранными партнерами. При этом, В то же время, покупательская способность населения, доходы которого также формируются в основном рублях, снизилась. Это привело к снижению торгового оборота и сферы услуг. Эксперт в области торговых помещений Михаил Рогожин отметил, что за первый квартал 2015 года уровень вакантных площадей в московский торговых центрах достиг исторического максимума за последние 8 лет и составил порядка 9%. "При этом не исключено, что до конца года этот показатель может достичь 11–12%", – сказал аналитик.

В то же время, отмечают эксперты, доходы потребителей не настолько упали, чтобы они отказывали себе в повседневных тратах. Поэтому альтернативой крупных моллов стали районные торговые центры. По некоторым данным, первом квартале 2015 года зафиксирован рост посещаемости (около 5%) небольших районных и микрорайонных торговых центров площадью от 5 до 20 тысяч квадратных метров и 20-40 тысяч квадратов. Активно развиваются продуктовые сети, в особенности формата "магазина у дома" и сети типа "сделай сам". А fashion-операторы, напротив, по большей части замедляют свое развитие.

Шоу-бизнес в Telegram