Правительством Москвы объявлен конкурс по развитию прибрежных территорий Москвы-реки. Участвовать в нем захотели 216 компаний из 15 стран. Компании разбились на 45 архитектурных команд и только шесть пробились в финал, из них две представляют Россию, оставшиеся четыре места разделили США, Испания, Китай и Нидерланды.
Жюри конкурса при выборе финалистов ориентировалось на портфолио каждой команды, рассматривая реализованные проекты по облагораживанию береговой линии рек и морей, а также по комплексной застройке прилегающей территории. "Мы составили рейтинг компаний простым суммированием баллов, полученных от членов жюри каждой командой", – сообщил заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.
В финал вышли компания Burgos & garrido arquitectos из Испании, Turenscape из Китая, российские "Меганом" и архитектурное бюро "Остоженка", компания SWA Group из США и Maxwan architects + urbanists из Нидерландов. Испанцы имеют огромный опыт по интеграции и оздоровлению рек в Европе, китайцы отметились бережным подходом к историческому наследию и экосистемам, американцы строили набережную Пудонг в Шанхае, а голландцы уже работали в России, они были участниками конкурса на создание концепции Международного финансового центра в Рублево-Архангельском. Российская компания "Меганом" отметилась при застройке набережных ЗиЛа, а "Остоженка" – на международном конкурсе развития московской агломерации. В своем проекте для конкурса архитектурное бюро особое внимание уделило развитию не только Москвы-реки, но и всех рек находящихся в черте столицы.
В своих концепциях конкурсанты обязаны учитывать водное пространство не только как элемент отдыха, но и как будущую транспортную артерию. Площадь предполагаемых к развитию территорий, где предстоит производить работы, составляет более 3,5 тысячи гектаров.
Отметим, что одним из негативных факторов территории Москвы-реки является плохая транспортная связанность между берегами. На данный момент в столице всего 35 мостов и только четыре являются пешеходными. На юго-востоке самое большое расстояние между мостами через реку составляет 17,5 километра, а из 200 километров длины всех берегов только 60 километров обустроены для пешеходов.