Инсульт как угроза национальной безопасности

Леонид Брежнев и Борис Ельцин. Фото: Дни.Ру
Управление государством – дело энергозатратное. Если, конечно, речь идет не о руководителях "банановых республик", а о лидерах ведущих держав. Эта работа забирает 24 часа в сутки семь дней в неделю. И даже редкие "отгулы" не гарантируют полноценного отдыха: ведь страна не уходит в отпуск, множество проблем требует срочного решения. Неспроста глав государств окружают светила медицины: поддержание лидерского тонуса – вопрос национальной безопасности. Но, к сожалению, врачи не всесильны, работа на износ порой приводит к сбоям системы.

Ислам Каримов руководит Узбекистаном уже 25 лет. И, что бы ни говорили о 78-летнем президенте его оппоненты, стоять у руля страны в такой сложный период – вовсе не отдых в райских кущах. Несмотря на опеку врачей, организм не выдержал напряжения. Итог – инсульт и реанимация. Прогнозы сдержанно оптимистичные: по словам специалистов, состояние стабильное, но потребуется длительное лечение.

Ислам Каримов. Фото: GLOBAL LOOK press\Sadat

Примеров, когда политиков "подрубал" груз непосильной порой ответственности, множество. Один из них – лидер израильской партии "Ликуд" Ариэль Шарон. Он возглавлял правительство в начале 2000-х, в самый разгар интифады – вооруженного восстания палестинцев за независимость своих территорий. Издержки беспокойной профессии сказались 18 декабря 2005 года: Шарона доставили в иерусалимскую больницу "Хадасса", врачи поставили диагноз "микроинсульт". Однако уже через два дня неугомонный премьер вернулся к работе. А 4 января 2006 года Шарон был госпитализирован уже с обширным инсультом. После долгой операции премьер впал в кому, в которой пробыл восемь лет. Он умер от сердечной недостаточности 11 января 2014 года, на 86-м году жизни.

Ариэль Шарон. Фото: GLOBAL LOOK press/ROPI

К счастью, не все истории правителей заканчиваются столь печально. В начале 2014 года перенес инсульт президент Объединенных Арабских Эмиратов, 65-летний шейх Халифа бин Зайед аль-Нахайян. Он стал главой государства в 2004 году, после смерти отца. Политику его правления оценивают как прозападную, ориентированную на проведение реформ. Аль-Нахайян пользовался популярностью у народа. В частности, сразу после прихода к власти он поднял зарплаты госслужащих на 100%. Халифа аль-Нахайян – один из самых богатых людей в мире: по данным журнала Forbes, его состояние оценивается в 15 миллиардов долларов, а состояние его семьи – в 150 миллиардов. Согласно последней информации, теперь шейх чувствует себя хорошо.

Шейх Халифа бин Зайед аль-Нахайян. Фото: GLOBAL LOOK press/Xinhua

Первый президент России Борис Ельцин был убежден, что вообще ничем не может заболеть. Вероятно, эта уверенность имела под собой почву – но до того, как он занял пост главы государства. В начале 1990-х Ельцин перенес две операции на спине. А инсульт нагнал его в Китае, в конце 1993-го. В 1995 году Ельцина госпитализировали с приступом ишемической болезни, летом 1996-го состояние его здоровья ухудшилось. Как отмечали СМИ, значительный ущерб здоровью Ельцина нанесла предвыборная кампания 1996 года. Журналисты уделяли  повышенное внимание болезням президента – вплоть до его отставки в декабре 1999 года.

Борис Ельцин. Фото: Сенцов Александр, Чумичев Александр/Фотохроника ТАСС

Если говорить о болезнях лидеров государств, то нельзя не вспомнить руководителя СССР Леонида Брежнева. Он занимал пост генерального секретаря ЦК КПСС с 1964 года до своей смерти в 1982-м. Серьезные проблемы появились у Брежнева в начале 1970-х. Рядом с ним стали постоянно дежурить врачи. В начале 1976 года Брежнев пережил клиническую смерть. Однако медикам удалось вернуть его к жизни. Правда, в течение двух месяцев генсек не мог работать, его мышление и речь были нарушены. С тех пор рядом с Брежневым постоянно находилась группа реаниматологов. В последние шесть лет генсек перенес несколько инфарктов и инсультов, врачи несколько раз выводили его из состояния клинической смерти. В апреле 1982 года медицина оказалась бессильна.

Леонид Брежнев. Фото: GLOBAL LOOK press/dpa

Шоу-бизнес в Telegram