Как Эрдоган довел страну до путча

Тайип Эрдоган. Фото: GLOBAL LOOK press
Неудавшаяся попытка свержения режима Реджепа Эрдогана в Турции выглядит неожиданной лишь для тех, кто не очень внимательно следил за событиями в этой стране последних лет. О том, что госпереворот в стране возможен, специалисты говорили уже давно – ведь внутриполитический конфликт назревал не один год.

Эрдоган фактически возглавляет страну с 2003 года – 11 лет он был премьер министром, а последние два года управляет ею с поста президента. За это долгое время он успел превратиться из безусловного лидера в политика, которого поддерживает лишь половина населения, а другая – настроена резко против. И тому есть несколько причин, каждую из которых Эрдоган создал персонально.

Исламизация Турции и конфликт с военными

Эрдоган проводил последовательную политику исламизации Турции. Медленно, но верно светский характер государства подменялся религиозным. Среди инициатив правящей партии были, к примеру, запрет на публичные поцелуи, ограничение на продажу спиртных напитков и табака, а также на аборты. Все это вызывало недовольство среди населения, однако большинство в парламенте позволяло Эрдогану гнуть свою линию, не считаясь с несогласными.

Традиционно в Турции хранителями заветов Кемаля Ата-Тюрка, ключевым из которых был светский характер государства, являлись военные. Эрдоган это прекрасно понимал – и потому ползучая исламизация сопровождалась массовыми арестами военных и представителей интеллигенции по обвинению в подготовке государственного переворота. Параллельно он постоянно перетасовывал командование, увольняя или сажая генералов и расставляя на ключевые посты преданных ему людей.

Подобные действия не добавляли Эрдогану популярности среди военных и создали серьезную почву для недовольства им среди офицеров.

Провал во внешней политике

Сказать, что в последнее время дела у Турции на внешнеполитической арене идут неважно – это не сказать ничего. Эрдоган умудрился эффективно проиграть во всех геополитических партиях, в которых принимала участие Анкара. 

Фото: GLOBAL LOOK press

В течение нескольких десятилетий власти Турции шли к вступлению в ЕС. Сегодня об этом нет и речи – отношения между Анкарой и Брюсселем заметно натянулись. Турция давно уже даже не пытается проводить реформы, чтобы стать претендентом на вступление в Европу. Одной из последних капель, переполнивших чашу терпения, стали попытки Эрдогана выкрутить европейским партнерам руки во время сделки по мигрантам. В итоге Германия не так давно признала геноцид армян, что стало недвусмысленным и болезненным щелчком по носу турецкому лидеру.

Конфликт в Сирии тоже пошел вовсе не по сценарию Анкары, которая играла в этой партии против режима Башара Асада. Турецкого президента сегодня прохладно принимают в Вашингтоне, а попытка набрать очки перед США за счет нападения на российский бомбардировщик привела лишь к беспрецедентному кризису со стратегическим партнером – Москвой. И хотя Эрдоган недавно извинился за тот инцидент, до восстановления прежних отношений и экономических связей еще очень далеко.

Авторитаризм на марше

В течение всех 13 лет у руля страны Эрдоган только и занимался тем, что выстраивал вертикаль власти персонально под себя. Любого мало-мальски достойного соперника, который мог бы составить ему политическую конкуренцию, он стремился отстранить и "затоптать".

Так, к примеру, произошло с предыдущим премьер-министром Ахметом Давутоглу. В мае он был отправлен в унизительную отставку, как только Эрдогану показалось, что тот проявляет какие-то самостоятельные политические амбиции и "заигрывает с Западом".

Фото: GLOBAL LOOK press


Курдский конфликт

В довершение всех вышеперечисленных проблем Эрдоган создал себе еще одну, развязав очередную войну с курдами. Многолетний тлеющий конфликт перешел в острую фазу в июле прошлого года, когда перестало действовать перемирие между властями и Рабочей партией Курдистана.  

Вспышка насилия на юго-востоке страны и попытки силового решения курдского вопроса вызвали ответную реакцию – в Стамбуле и других городах вновь загремели взрывы, организованные РПК. Однако мирного варианта решения вопроса не просматривается – Эрдоган, похоже, не намерен отступать или идти на переговоры.

Закономерный итог

Тревожные звоночки звучали и ранее – в 2013 году планы застройки главной стамбульской площади Таксим привели к массовым антиправительственным демонстрациям. Митингующие упрекали Эрдогана в том самом авторитаризме и "ползучей исламизации". Демонстации перекинулись и на другие города.

Тогда Эрдоган не прислушался к лозунгам рассерженных горожан, жестоко подавив акции протеста с помощью полиции и ни на йоту не изменив прежней политике.

Стремление к единоличному правлению, коррупция с участием членов семьи, подавление дискуссий и ошибки во внешней и внутренней политике привели Турцию к той грани, когда почти половина населения страны оказалась настроена резко против Эрдогана. Скорее всего, именно ее интересы представляли путчисты, которые путем свержения нынешнего президента пытались изменить курс страны, пребывающей ныне в плачевном положении.


ДНИ в Telegram