Москве удержание равновесия в этой ситуации дается ценой значительных усилий – как политических, так и экономических. Как писал в статье для "Известий" политолог Дмитрий Евстафьев, частично решил задачу такой ход России, как признание независимости Южной Осетии и Абхазии. В результате вероятность возникновения вооруженного противостояния в зоне грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов сегодня равна нулю. Равно как не существует вероятности силовых действий, межэтнического или политического конфликта в Крыму.
Политологи отмечают, что обстановка в зонах "тлеющих" конфликтов чрезвычайно чувствительна к воздействию извне. Не в пример грузинскому направлению взрывоопасной остается ситуация в Нагорном Карабахе, где недавно заключенное перемирие балансирует на острие ножа. Немногим лучше дела обстоят в Донбассе и Приднестровье. Также нет гарантии, что не вспыхнет снова конфликт на границе Узбекистана и Киргизии – "партнеры" (не будем уточнять, какие именно), очень стараются, чтобы огонь снова разгорелся. Какие методы используются для этого, Дни.Ру писали в статье "Как США разрушили Ближний Восток".
Нежелание западных политологов, да и либералов в России признавать существование антироссийской стратегии "гегемона" объясняется поднадоевшим, но верным словосочетанием "информационная война". Как любят говорить в определенных кругах, дьявол побеждает тех, кто не верит в его существование. Москву упорно убеждают быть паинькой и вежливо не замечать плохого воспитания соседей, пытающихся поджечь сеновал у ее забора. Россия соглашается, что вежливость – это хорошо, но проявляет ее по-своему. Как, например, в Крыму или в Сирии.
"Дуга нестабильности" – отнюдь не навязчивая идея конспирологов. Доктор исторических наук, профессор Владимир Колотов описывает этот феномен в статье для солидного журнала "Сравнительная политика". Он отмечает, что сегодня "евразийская дуга нестабильности" впервые в истории протянулась от Тихого до Атлантического океана. Попавшие в сферу ее влияния страны погружаются в пучину управляемой дестабилизации. Проложенный в центральной части Евразии еще со времен начала большой игры (холодной войны), а к нашим дням модернизированный "бикфордов шнур" уже подожжен с западного конца. Огонь рано или поздно придет в Китай, а пока по всему фронту смещается к северу.
Кстати, российские эксперты еще в начале 2000-х предупреждали: США готовят масштабное переформатирование Западной и Центральной Евразии. Профессор приводит мнение одного из наиболее информированных в сфере безопасности экспертов, генерал-майора КГБ СССР Юрия Дроздова. Он возглавлял управление нелегальной разведки в советской спецслужбе.
"Большая игра фокусируется уже не только в пространстве стратегического противостояния США с Россией и Китаем, определяющим элементом которого является "Пайплайнистан" (совокупность трубопроводов, протянувшихся в Центральной и Передней Азии). Доктрина полномасштабного доминирования предполагает контроль Пентагона над "дугой нестабильности" от Африканского Рога до Западного Китая", – считает Дроздов.
Что же будет, если усилия эти увенчаются успехом? В первую очередь под ударом окажутся южные границы России. Велика вероятность того, что боевики афганских талибов* и "Исламского государства*" (запрещенной в России группировки) попытаются взорвать не только российский Северный Кавказ, но и Татарстан, и Башкирию. На западных границах открытая конфронтация с соседями маловероятна, но чтобы потрепать нервы, хватит и Донбасса с Приднестровьем.
К счастью, период игры в одни ворота окончен. Противник, конечно, привык к доминированию на доске, поэтому неожиданно активизировавшийся соперник заставляет его нервничать. Россия уже сделала несколько удачных ходов, и исход очередной партии в затянувшейся борьбе за мировое первенство не так легко предсказать.
* Организация запрещена на территории РФ