Как оговариваются политики

Александр Лукашенко, Ангела Меркель и Виталий Кличко. Фото: Дни.Ру
Оговориться может каждый. Причин много: человек устал, отвлекся, голова болит. Но если оговорки рядовых граждан станут – самое большее – поводом для шуток, то ошибки политиков не всегда столь безобидны. Иногда они могут вызвать даже международный скандал.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко как-то начал обращение к российскому коллеге Владимиру Путину со слов "Уважаемый Дмитрий Анатольевич". Правда, сразу понял, что ошибся, и стал оправдываться. Российский лидер помог ему выйти из неудобного положения. "А я могу сказать, почему Вы оговорились, – все деньги-то там..." – заметил Владимир Путин, имея в виду финансовые полномочия российского премьера. Не столь безобидной оказалась оговорка президента Франции Франсуа Олланда, допущенная им на совместной пресс-конференции с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Он назвал японцев китайцами. Опытная переводчица-синхронистка среагировала и поправила президента. Однако в зале присутствовал японский журналист, владеющий французским, именно он и предал огласке ошибку Олланда. Инцидент мог перерасти в дипломатический скандал, учитывая территориальные споры между Токио и Пекином, но обошлось. В Елисейском дворце, комментируя ошибку президента, сообщили, что Олланд просто устал.
Позже французские СМИ писали, что глава государства принял эстафету оговорок у канцлера Германии Ангелы Меркель. За неделю до описанного случая она на пресс-конференции после переговоров в Париже назвала Франсуа Олланда Франсуа Миттераном. Впрочем, Миттеран также был главой Пятой республики из числа социалистов, многие даже называют Олланда его учеником и преемником. Ангела Меркель тоже, видимо, была сильно уставшей, когда позволила себе следующее высказывание: "Антисемитизм является нашим правительственным и гражданским долгом". Кроме того, она добавила, что это также касается и "нападений на мечети". Ничего подобного в парламенте Германии не приходилось слышать с тех пор, как главой правительства был Адольф Гитлер. Конечно, госпожа Меркель просто оговорилась, в действительности ее послание несло противоположный смысл. Федеральный канцлер имела в виду, что в Германии не должно быть места для ненависти к евреям и мусульманам.
Премьер Великобритании Дэвид Кэмерон получил свою порцию критики от оппозиции после заявления о том, что Иран якобы обладает ядерным оружием. Во время одного из телевизионных выступлений его спросили, почему он поддерживает вступление Турции в ЕС. Кэмерон ответил, что это поможет решению многих проблем, стоящих перед миром, "например урегулированию на Ближнем Востоке или тому факту, что Иран обладает ядерным оружием". После выступления канцелярия премьер-министра немедленно заявила, что он оговорился, добавив, что премьер имел в виду стремление Ирана обзавестись ядерным оружием. Досталось Кэмерону и за другую оговорку: он как-то назвал Великобританию младшим партнером США в войне против нацистской Германии в 1940 году. Британцы обвинили премьера в том, что он не ценит свою страну.
А вот пример оговорки с далеко идущими последствиями. 18 февраля 2002 года президент США Джордж Буш – младший на пресс-конференции после встречи с премьер-министром Японии заявил, что его партнер со всей решимостью сражается с кризисом в экономике страны, делая ставку на борьбу с невозвращаемыми кредитами и девальвацией. После того как прозвучало слово "девальвация", то есть снижение курса национальной валюты, курс иены по отношению к доллару на валютных биржах резко пошел вниз. Как оказалось, Буш перепутал девальвацию с дефляцией, то есть с процессом, при котором потребители тратят на товары все меньше денег. Ситуация вскоре разъяснилась, но у японцев Буш стал крайне непопулярной фигурой.
Нынешний лидер Америки Барак Обама в мае 2012 года в Вашингтоне вручал высшие награды страны. Одна из них посмертно предназначалась бойцу польского Сопротивления Яну Карски, распространявшему правду о злодеяниях нацистов на территории Польши. Говоря о временах Второй мировой войны, президент США назвал один из нацистских концлагерей в Польше польским лагерем смерти. Эти слова вызвали взрыв негодования в Варшаве. Госдепартамент США получил от польской стороны ноту протеста, а глава МИД Польши Радек Сикорский обвинил президента США в невежестве и потребовал от Белого дома официальных извинений.
У премьер-министра Испании Хосе Луиса Сапатеро оговорка получилась весьма непристойной. В 2009 году во время совместной пресс-конференции с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым он, говоря об увеличении туристического потока из Испании в Россию, заявил: "В связи с этим мы решили подписать договор, чтобы стимулировать, покровительствовать и трахать... Поддерживать этот туризм". Грубое слово "трахать" (para follar) и глагол "поддерживать" (para apoyar) произносятся в испанском языке очень похоже. Оценить оговорку смогли лишь те, кто владеет испанским. Но, благодаря местным журналистам, о предложении Сапатеро "трахнуть туризм" узнал весь мир.
Поводом для веселья становится практически каждое выступление киевского градоначальника Виталия Кличко. В марте он прокомментировал проблему незаконной застройки города и отметил, что жители Киева раньше просыпались без разрешений, а парки застраивались и, как следствие, доверие было утеряно. Киевский голова также известен следующими высказываниями: "…Не в километрах расстояние измеряется", "А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть. Вернее, смотреть могут не только лишь все, мало кто может это сделать". Кроме того, мэр украинской столицы как-то признался, что дисциплину среди подчиненных устанавливает с помощью "волшебных пендюлей".

ДНИ в Telegram