Эрдоган станет султаном

Тайип Эрдоган. Фото: GLOBAL LOOK press/Benoit Doppagne
Эрдоган принял отставку премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу. После года разногласий турецкий президент избавился от "ставшего нелояльным" государственного деятеля и заменил его своим соратником. Самое интересное, что по турецкой Конституции у президента намного меньше прав, чем у премьер-министра, и вмешательство Эрдогана можно назвать в лучшем случае незаконным. Дни.Ру объясняют, почему Реджеп Тайип Эрдоган превращает демократическую республику в новую Османскую империю.

Никогда еще за последние пять сотен лет турки не были так близко к захвату Европы. Из-за них европейцам приходилось искать обходные пути в Индию, что привело к эпохе Великих географических открытий. Османские войска дважды стояли под стенами Вены. Порта несколько веков доминировала в Средиземном море и заявляла о своей преемственности по отношению к Римской империи.

Успеха турки достигли только в XXI веке: в марте 2016 года было принято соглашение о безвизовом режиме между Турцией и странами Евросоюза. Теперь, когда в Анкаре сменился премьер-министр, это достижение будут приписывать Эрдогану. Его начинает больше любить собственный народ, западные лидеры – например, канцлер ФРГ Ангела Меркель – выступают в его поддержку. А тем временем страна стремительно превращается в авторитарную диктатуру.

Путь к власти Исламистская партия справедливости и развития (ПСР) с Эрдоганом во главе пришла к власти еще в 2002 году, сменив череду неудачных коалиционных правительств, в которых партии были неспособны договориться друг с другом. Исламисты сразу начали проводить реформы: изменили структуру среднего образования, расправились с многолетней гиперинфляцией, провели референдум по внесению правок в Конституцию. Последнее позволило верному соратнику Эрдогана Абдуллаху Гюлю стать президентом Турции в 2007 году. С большинством в парламенте и лояльным другом в качестве главы государства турецкий премьер-министр вполне мог считать себя всесильным. "Период с 2007-го по 2011 год можно называть периодом "лидерства" Эрдогана, когда почувствовал себя единоличным хозяином страны", – пишет кандидат политических наук, тюрколог Ильшат Саетов в своей книге "Вся султанская рать". Именно в тот период и наметился переход от демократии к диктатуре в Турции. Но проявился во всей красе он лишь после 2013 года.

Гонка не на жизнь, а на смерть Летом 2013 года мирные демонстрации против застройки парка Гези в Стамбуле вылились в стихийный политический протест по всей стране. В СМИ просочилась информация о том, что застройкой должны были заниматься структуры, приближенные к правящей партии. Протест был жестоко подавлен, в ходе столкновений демонстрантов с полицией погибли четыре человека, а около восьми тысяч получили ранения различных степеней тяжести. Достаточно жестокая реакция властей на протест была лишь верхушкой айсберга. Демонстрации в Гези оказались лишь прелюдией к череде потрясений, которые Турция пережила с 2013 года и продолжает переживать до сих пор. В конце декабря в Турции разразился коррупционный скандал, связанный с семьей Эрдогана. В результате полицейской операции "Большая взятка" был вскрыт коррупционный заговор ряда членов правительства, среди которых был и сын Эрдогана, Биляль. Подробности операции и сотни документов практически мгновенно попали в интернет. "Просочившиеся в интернет сотни записей разговоров, опубликованные документы следствия, интервью с причастными лицами – все это позволяет понять настоящее устройство режима Эрдогана с самых разных сторон. Можно наверняка утверждать, что ни в одной стране мира нет такого количества первичного инсайдерского материала в открытом доступе", – пишет Саетов. Для того, чтобы защитить свое право на власть и разобраться с коррупционным скандалом, Эрдоган мобилизовал все возможные ресурсы. Операцию "Большая взятка" объявили попыткой государственного переворота, полицейских посадили в тюрьмы по подозрению в государственной измене. Началась широкомасштабная кампания Эрдогана по подчинению СМИ и избавлению от врагов как вне правительства, так и в нем самом. Реджеп Тайип начал гонку не на жизнь, а на смерть, потому что если его власть будет оспорена, он и его семья могут оказаться за решеткой и оставаться там до конца своих дней.

ДНИ в Telegram