Как получить абсолютную власть

Эмомали Рахмон. Фото: GLOBAL LOOK press
Абсолютное большинство участников референдума в Таджикистане поддержало поправки в Конституцию, благодаря которым президент Эмомали Рахмон сможет избираться бесконечное количество раз, вплоть до своей смерти. Кроме того, возрастной ценз кандидатов на пост главы государства был понижен до 30 лет, чтобы сын Рахмона Рустам Эмомали смог баллотироваться на пост в 2020 году. Эти две поправки поставили страну на одну планку с Туркменистаном и Северной Кореей. Дни.Ру пытаются разобраться, из-за чего некоторые главы государств получают абсолютную власть и добиваются чуть ли не божественного статуса.
Нес
колько веков назад абсолютная наследуемая власть в восточных деспотиях оправдывалась божественным вмешательством. Небесный мандат в Китае, например, делал императора Сыном Неба, а его власть – неоспоримой. В настоящее время такое, конечно, невозможно. Но на смену религиозным трактовкам стали приходить идеологические культы личности, как, например, в Северной Корее и Туркменистане.  
В отличие от КНДР, где режим укоренялся в течение полувека, автократии в Средней Азии – явление молодое, как и все республики в регионе. Но в своем исполнении они получились, в некоторых случаях, даже радикальнее, чем в Северной Корее. В этих странах создаются новые идеологии, переписывается история и появляются новые обычаи, связанные с главами государств. Ныне покойный Туркменбаши ("отец всех туркмен") Сапармурат Ниязов развил такой культ личности, которому могли бы позавидовать и Сталин, и Ким Ир Сен. Школьники и госслужащие начинали каждый день с клятвы верности Ниязову, его книга "Рухнама" была признана священной и обязательной для изучения. В честь него называли заводы, школы, детей. Даже смена власти из-за смерти Туркменбаши в 2006 году не искоренила автократию в Туркменистане. Новый президент за 10 лет тоже успел создать свой культ личности. Новобрачные, например, обязаны сфотографироваться на фоне его портрета. Теперь по этому пути пошел и Таджикистан. В прошлом году Рахмону присвоили статус лидера нации, который позволит ему влиять на политику даже после отставки. Женщины делят ткань, на которой стоял Рахмон во время поездки по стране, чтобы постелить ее под ногами детей на свадьбе. Они верят, что таким образом им передадутся властность и богатство лидера нации. Абсолютную власть правителю может дать только его собственный народ. И для этого обязательно нужны веские причины. Внешний враг, реальный или надуманный, и общественный запрос на безопасность – вот, что на протяжении истории человечества всегда объединяло население вокруг лидеров. Народ Северной Кореи сплотился вокруг Ким Ир Сена из-за вмешательства сверхдержав в политику на Корейском полуострове в 1950-е. Культы личности в Туркменистане держатся на страхе перед радикальными исламистами. Их же боятся и в Таджикистане: конфликты на почве ислама привели страну к длительной и кровопролитной гражданской войне, где исламистов поддерживали "Талибан*" и "Аль-Каида". На фоне распространения исламского фундаментализма жители и других стран Средней Азии могут встать перед выбором: пытаться сохранять демократию и стать уязвимыми для радикальных веяний или довериться сильной руке главы государства. А между хаосом и безопасностью люди обычно выбирают последнее.

* Организация запрещена на территории РФ

ДНИ в Telegram