Свобода слова в интерпретации Эрдогана распространяется на европейские страны. Президент Турции, заткнувший рот СМИ в своей стране, взялся наводить порядок на европейских просторах. Ну а как же: Анкара тут из кожи вон лезет, грудью защищая Европу от нашествия злых варваров – а от этих европейцев в благодарность только критика, карикатуры да стишки. И за что это терпеть – за жалкие шесть миллиардов евро и обещания безвизового режима? Которое, кстати, до сих пор не выполнили? Нет уж, увольте – пусть сначала на Западе научатся себя вести.
Проверку Европы на прогиб Эрдоган решил начать с Германии. Раз с канцлером Ангелой Меркель переговоры вели – пусть она и разбирается. Немецкий телеведущий стишки про султана читает? – арестуйте-ка его, и под суд. И сработало ведь! Железная, казалось бы, канцлерин, безропотно отдала под суд гражданина своей страны, на территории своей страны свободно высказавшего личное мнение о деяниях лидера другого государства. Потом, правда, признала, что погорячилась – но кому нужны оправдания задним числом? Тем более, что сразу после этого полиция задержала председателя Пиратской партии Германии Бруно Крамма. Он декламировал "оскорбительные стихи о президенте Турции Реджепе Тайипе Эрдогане", таким образом поддерживая телеведущего Яна Бемерманна. И даже уголовное дело возбудили.
Геноцид 1915 года для Турции тема болезненная, ежегодно приходится выступать с отрицанием, с оправданиями. А тут новые возможности открылись. Шведы собрались документальный фильм о геноциде по телевидению показывать – так Эрдоган решил им запретить. Но забыл, что со шведским правительством он переговоров не вел, и мигранты их пока еще не особенно замучили – в итоге осечка вышла, не послушали владыку. Хотя если все будет продолжаться в том же духе, и шведы прогнутся: Эрдоган не пробьет, так Брюссель додавит.
А еще Анкара потребовала, чтобы Дрезденский симфонический оркестр прекратил акцентировать внимание на геноциде армян. Турция заявила, что Европейская комиссия должна отозвать 200 тысяч евро, выделенных для финансирования этого проекта. В результате, как сообщили европейские СМИ, агентство по образованию и культуре удалило со своего сайта ссылку на проект, попросило менеджера оркестра "смягчить текст" и не упоминать про геноцид армян". Удивительно послушные чиновники.
Сегодня в Турции под следствием по обвинению в оскорблении президента находятся более двух тысяч человек. 24 апреля в стране была задержана голландская журналистка турецкого происхождения, написавшая критическую статью об Эрдогане. А вдобавок появилась информация о наличии у турецких властей некоего списка, по которому в страну не пускают журналистов.
Так, 25 апреля стало известно, что греческого фоторепортера Гиоргоса Мутафиса, который должен был по заказу немецкого таблоида Bild лететь в Ливию, не пустили в Турцию. Американский журналист Дэвид Лепеска заявил, что турецкие власти отказали ему в повторном въезде в страну. На прошлой неделе Анкара отказала во въезде сотруднику немецкой телекомпании ARD Фолькеру Швенку "по соображениям безопасности". 20 апреля главный редактор Sputnik-Турция Турал Керимов сообщил, что власти Турции запретили ему въезд в страну, изъяв аккредитацию и вид на жительство.
Свобода слова, кстати – из числа тех самых "базовых европейских ценностей", за которые на словах так ратуют демократические чиновники Европы. Они же ругают весь остальной мир (за исключением США, естественно), за отсутствие этих свобод. Но Турция почему-то в число объектов критики не входит.
Хотя понятно, почему. Эрдоган загнал Европу в угол. Сдается, что миграционный кризис – это только часть очередного хитрого плана, и вряд ли его автора зовут Реджеп Тайип. Брюссель уже с легкостью отказывается от своих принципов, принимая фактический диктат султана, грезящего возрождением Османской империи. После атаки на свободу слова, как показывает история, обычно следует пересмотр принципа свободы вероисповедания… Комментариев, думаю, не нужно.