Россия приняла новый закон об НКО в 2012 году. В этой редакции документа появилось понятие "иностранный агент", что вызвало бурю возмущения как на Западе, так и в среде отечественных чрезмерно либеральных граждан. Объяснялась такая реакция просто: различные американские и европейские фонды лишались своего привычного инструмента влияния на российское общество, а так называемые либералы – щедрого источника финансирования.
Хотя повода для возмущения, по логике, не было: закон признавал агентами тех, кто финансировался из-за рубежа, а запрещал им только политическую деятельность. Однако, как это принято у "партнеров" России, в такие детали они вдаваться не стали, критикуя и закон в целом, и правительство, и президента – демократические свободы, мол, задавили. Особенно шумно стало после того, как Владимир Путин подписал закон о реестре нежелательных организаций. А чего господа ожидали? Им ясно дали понять: не надо финансировать политическую деятельность под прикрытием разных "гуманитарных миссий". Не послушали – добро пожаловать в черный список!
А ведь главное, как уже неоднократно писали, – те же США это самое иностранное финансирование на дух не переносят. Не то что регистрации не получит такая организация – пулей из страны вылетит, преследуемая судами и прокурорами. Но, видимо, с пониманием у критиков России туго. Так что решили в российской Госдуме прояснить для особо одаренных все спорные моменты, внеся в закон поправки. Документ уже поступил в парламент, он четко определяет для непонятливых, что такое "политическая деятельность", которой им нельзя заниматься.
В частности, некоммерческим организациям нельзя участвовать в митингах и шествиях, в деятельности, "направленной на получение результата на выборах", в том числе в наблюдении и формировании избиркомов. Политической деятельностью также признаются публичные обращения к госорганам об "отмене законов или правовых актов", распространение оценок госполитики, а также попытки формирования общественно-политических взглядов путем соцопросов.
Как оказалось, "иностранные агенты" не только в России расплодились. Вот и в парламенте Израиля осознали необходимость такого закона. Законопроект, внесенный на рассмотрение кнессета депутатом от партии "Наш дом – Израиль" Робертом Илатовым, одобрен в предварительном чтении. Определение подобной НКО следующее: организация, получающая финансирование из-за рубежа и продвигающая интересы тех или иных государств. Ничего страшного их не ждет: просто надо будет ежеквартально подавать отчеты специальному регистратору и платить налоги в казну. Так что политическая деятельность станет для них нерентабельной. Илатов говорит, что давно пора вывести на чистую воду всех этих "кротов" и нанести удар по тем, кто пытается разрушить Израиль изнутри.
Если же спонсоры не знают, куда потратить высвободившиеся деньги, то им указывают направление. Они имеют полное право вкладываться в демократию, развивая следующие сферы: науку, культуру, искусство, здравоохранение, соцобслуживание. А еще в защиту материнства и детства, пропаганду здорового образа жизни и благотворительную деятельность.