Тупик несистемной оппозиции

Сергей Удальцов, Гарри Каспаров и Алексей Навальный. Фото: GLOBAL LOOK press\Zamir Usmanov
Согласно данным социологического исследования, 88% россиян не представляют, что такое несистемная оппозиция (причем три четверти из них никогда не слышали это выражение). Невысока и узнаваемость либеральных предводителей: высший показатель – всего 15% – у Алексея Навального. Большинство же попросту затруднились причислить кого-либо к протестным вождям.

Несистемная оппозиция в России растеряла весь тот небогатый политический капитал, который смогла накопить на волне протестов в конце 2011 года – начале 2012 года. Согласно данным исследования аналитического центра "Московский регион", девять из десяти жителей страны (88%) не представляют, что такое несистемная оппозиция, а три четверти (72%) и вовсе никогда не слышали это выражение.

С узнаваемостью у лидеров Болотной также большие проблемы. Выяснилось, лишь один из 25 человек может без подсказки вспомнить имя кого-нибудь из предводителей несистемной оппозиции. Из тех, кто вообще знает, что она есть в России, наивысшим показателем узнаваемости – всего 15% – может похвастаться Алексей Навальный, только каждый десятый вспомнил экс-премьера Михаила Касьянова, а 4% упомянули телеведущую Ксению Собчак.

Характеристики, которые чаще всего люди дают несистемной оппозиции (из тех, кто о ней слышал), имеют ярко негативную окраску. По словам генерального директора аналитического центра "Московский регион" Алексея Чадаева, чаще всего ее представителей называют сторонниками дестабилизации власти, отмечают ее нелогичность и неорганизованность, обвиняют в тяге к власти и действиях в интересах других государств.

Исходя из полученных данных, Чадаев делает неутешительный для Навального, Касьянова и компании вывод: "Политический капитал несистемной оппозиции на старте думской кампании на нуле. Прошлогодняя костромская кампания с результатом 2% – это не аномалия, Кострома у них везде", – отметил политолог.

Понимая безуспешность проводимой политики, первые лица несистемной оппозиции предпринимают попытку взять на вооружение народные темы. Однако, например, тема борьбы с коррупцией, позволившая тому же Навальному обрести популярность, к настоящему времени целиком перехвачена. "Сегодня у нас главный антикоррупционер – Путин. От него, скорее, ждут, что он порядок наведет в этой сфере", – отметил Чадаев.

В связи с провалом всех тем, сказал политолог, представители несистемной оппозиции решили разыграть национальную карту и сделали своей целью Рамзана Кадырова. "Есть три больших причины. Первая – можно паразитировать на бытовой "кавказофобии". Вторая – Рамзан Кадыров активен в интернете, – сказал Алексей Чадаев. – Третья – он отвечает и реагирует, то есть принадлежит к числу тех, кто замечает их существование".

Однако и противостояние с Кадыровым не вызывает у россиян одобрения и вряд ли принесет несистемной оппозиции политические очки. Это связано с тем, что в последние годы россияне стали больше симпатизировать главе Чечни. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 31% граждан испытывают к Кадырову уважение, симпатию (16%) и доверие (15%). Даже его резкие высказывания воспринимаются благожелательно, потому что они, по мнению граждан, направлены не против России, а против ее врагов.

ДНИ в Telegram