Чего ждать от американских президентов

Фото: GLOBAL LOOK press/Olivier Douliery
Как строить отношения с Россией и что делать с Сирией? Участники президентской гонки в США вынуждены рассматривать эти вопросы в связке – так уж сложилась ситуация на сегодняшний день. Изучив высказывания кандидатов, Дни.Ру попытались определить, как изменит геополитическую обстановку избрание того или иного претендента.
Вне
шняя политика, по мнению оппонентов Барака Обамы, самое слабое место нынешнего президента. Критикуют лидера США все кому не лень, вплоть до американских военных (отставных, конечно: Пентагону по рангу не положено выступать против верховного главнокомандующего, а то бы и там высказались). Ну и, конечно, не могут обойти вниманием этот вопрос в своих агитационных речах претенденты на место Обамы в Овальном кабинете.
Республиканец и по совместительству шоумен Дональд Трамп Россию любит. Так горячо, что даже готов подружиться с президентом Путиным. Трамп уверен, что сможет вести дела с Москвой гораздо лучше любого из его соперников-однопартийцев – сенаторов Теда Круза и Марко Рубио. Что же касается Ближнего Востока, то Трамп подвергает сокрушительной критике предшественника Обамы Джорджа Буша, называя войну в Ираке "чудовищной ошибкой", которая дестабилизировала весь регион. Достается и Обаме: по словам республиканца, в Сирии Америка "тратит миллиарды и миллиарды долларов на поддержку людей, не имея понятия о том, кто они". На весь Ближний Восток Вашингтон потратил пять триллионов. Результата – ноль, уверен Трамп. А вот российскую военную операцию в Сирии против "ИГ*" (запрещенной во многих странах террористической группировки) кандидат-шоумен одобряет. На первый взгляд (если смотреть из России), кандидатура близка к идеалу. Но не надо забывать, что на выборах 2008 года Дональд Трамп поддерживал "заклятого друга" Москвы Джона Маккейна. Вспоминаются и его выражения симпатии Киеву, и требования увеличить военные поставки режиму Порошенко.
Однопартийцев Трампа в русофильстве не заподозришь. Сенатор Марко Рубио убежден, что США должны способствовать восстановлению мощи НАТО в Европе, чтобы противостоять России. Говоря о сирийском конфликте, Рубио отмечает опасность "Исламского государства*". Как отмечают аналитики, за сенатором стоит агрессивное крыло Республиканской партии, так называемые неоконсерваторы. И, скорее всего, внешняя политика при нем примет наиболее жесткие формы.
Сенатор Тед Круз, который обошел Трампа на праймериз в Айове, вроде бы, помягче. Он даже готов на переговоры с Россией как со "стратегическим конкурентом" – обсудить вопрос о сокращении ядерного вооружения. Но это сейчас. А еще летом прошлого года именно Круз называл Россию врагом Америки – и призывал усилить экономическое давление на Москву. В своих предвыборных выступлениях сенатор также советует усилить бомбежки позиций "ИГ" и обещает расторгнуть ядерную сделку с Ираном.
У демократов картина вырисовывается более ясная: хотя бы потому, что один из кандидатов – уже проявившая свои качества на посту госсекретаря Хиллари Клинтон. В последнее время она смягчила свою риторику в отношении России и Ближнего Востока. Оно и понятно: успехи российской авиации и сирийской армии кардинально изменили расстановку сил на главном сегодня политическом поле. Тем не менее Россию бывшая первая леди США продолжает считать "врагом номер один", но не исключает возможности переговоров. А по поводу наземной операции американских войск в Сирии и Ираке Клинтон сказала решительное "нет". Вот только в случае с Клинтон прошлые дела говорят за (или против) нее громче, чем сегодняшние речи. В число ее политических "заслуг" можно записать все "арабские весны", итогом которых стал хаос в ближневосточном регионе, трагедия Ливии и нынешняя война в Сирии. И рассчитывать на то, что госпожа экс-госсекретарь сильно изменилась, едва ли разумно.
74-летний сенатор-демократ Берни Сандерс сосредоточен на делах внутренних. Он привлекает сторонников борьбой за бесплатную медицину и против расовой дискриминации, попутно защищая сексуальные и всякие другие меньшинства. Внешнеполитические вмешательства США он, с одной стороны, осуждает и говорит, что Вашингтону нужны хорошие отношения с Москвой. В то же время на "агрессию" России сенатор закрывать глаза не намерен и призывает усиливать НАТО, чтобы "защитить Европу" – понятно, от кого. Борьба с Башаром Асадом в Сирии не должна быть главной целью США: он ведь не нападает на Америку, – заявляет Сандерс. Главное – это борьба с "ИГ", уверен сенатор-демократ. Теперь вернемся к взгляду из России. Кажется, самые "неудобные" кандидаты – Рубио, Круз и Клинтон. У последней, если она станет президентом США, может быть единственный плюс – это знакомое зло. Остаются Трамп и Сандерс. Президент Сандерс со своим "социализмом шведского образца", судя по всему, намерен сосредоточиться на внутренних проблемах Штатов. Если это действительно станет его главной целью, на социальные программы придется направлять изрядную долю бюджета – так что нужно будет урезать расходы, в том числе и силовых ведомств. Или – совсем уж радужные мечты – сокращение финансирования военных игр США, которые они ведут по всему миру. О Дональде Трампе уже было сказано выше. Известный шоумен – и этим все сказано. Сегодня он играет "друга России", а какая роль заготовлена для Трампа-президента – неизвестно. Хотя то же самое можно сказать и о любом другом кандидате. Предвыборные обещания не так уж часто воплощаются в жизнь. Ясно одно: дружбы США и России – геополитических конкурентов – ждать не стоит. Остается надежда на разумное сотрудничество.

* Организация запрещена на территории РФ

Шоу-бизнес в Telegram