"Как вы здесь оказались?" – встретил шутливым вопросом французских журналистов Владимир Путин в Коврове Владимирской области. "Это же маленький провинциальный город. Теперь куда ни приедешь в России, в любую деревню, там французы. И это очень хорошо, нас это радует", – признался российский президент.
Журналистов из Франции в первую очередь, конечно, интересовало, почему Кремль перенес визит Путина в Париж. Как сказал руководитель международной службы канала TF1 Мишель Скотт, французы хотели использовать эту возможность, чтобы обсудить ситуацию в Сирии. Президент в ответ напомнил, что одним из основных пунктов этой поездки было открытие построенного в Париже русского религиозно-культурного центра.
Знаете, мы не то чтобы отказывались. Просто нам сказали, что основной повод моей поездки в Париж, а именно открытие этого культурно-религиозного центра, он сейчас неуместен. Но если основная причина моей поездки в Париж неуместна, тогда, наверное, мы найдем другую возможность встретиться и поговорить по Сирии. У нас нет никаких ограничений в этом вопросе, мы открыты для диалога
Корреспондент поинтересовался, как оценивает Владимир Путин жесткую риторику, к которой прибегли западные представители, "включая Керри и даже Франсуа Олланда", в адрес России по поводу бомбардировок Алеппо. Скотт заметил, что некоторые даже назвали это "военными преступлениями". Российский лидер ответил, что это риторика политическая, которая к тому же не имеет никакого смысла.
Я глубоко убежден, что в ситуации, которая сложилась в регионе в целом и в Сирии в частности, ответственность несут прежде всего наши западные партнеры. В первую очередь, конечно, США и их союзники, в том числе ведущие европейские страны
Путин предложил вспомнить, как взахлеб Запад поддерживал "арабскую весну". "Ну и что, где этот оптимизм? Чем это все закончилось? Давайте вспомним, что из себя представляли Ливия или Ирак до того момента, пока эти государства или государственные структуры не были уничтожены силами разных наших западных партнеров", – отметил президент. Он признал, что режимы в этих странах не были примерами демократии в сегодняшнем понимании. И, наверное, можно и нужно было влиять на изменение структуры их общества, власти.
Но, во всяком случае, там точно совершенно не было признаков терроризма. С этих территорий не исходила угроза ни для Парижа, ни для Лазурного Берега Франции, ни для Бельгии, ни для России, ни для Соединенных Штатов. Теперь это источник террористической угрозы. Наша цель заключается в том, чтобы того же самого не допустить на территории Сирии
На Западе теперь заявляют, что проблема беженцев, заполонивших Европу, возникла по вине России. Владимир Путин назвал подобные утверждения безосновательными, цитирует российского лидера сайт Кремля.
Массовый исход людей с этой огромной территории Ближнего Востока и даже из Африки, из Афганистана – он начался задолго до наших активных действий в Сирии. Любые обвинения России в том, что она якобы виновата в проблеме беженцев, абсолютно безосновательны. Наша цель как раз заключается в том, чтобы создать условия для возвращения людей к своим родным очагам
Корреспондент сообщил российскому лидеру, что французы не понимают, почему ВКС наносят удары по Алеппо. Ведь признанный враг – "Исламское государство*" (запрещенная в России группировка), а в этом городе игиловцев нет. Владимир Путин пояснил журналисту: в Алеппо ситуацию контролирует другая группировка – "Джабхат-ан-Нусра", она всегда считалась крылом "Аль-Каиды" и включена в список террористических организаций ООН.
Удивляет, что наши партнеры, в том числе американские, все время стараются вывести ее за рамки этих террористических организаций. Мне кажется, что наши партнеры постоянно наступают на одни и те же грабли. Они хотят использовать боевой потенциал этих террористических организаций и радикалов для достижения политических целей – в данном случае для борьбы с президентом Асадом и его правительством. Не понимая, что им потом не удастся поставить (боевиков) в стойло и заставить жить по цивилизованным правилам
Если мы хотим довести дело борьбы с терроризмом до конца, надо с ними бороться, а не идти на поводу, не сгибаться и не пятиться, уверен Владимир Путин.
Не могли журналисты обойти и тему президентских выборов в США. "Уже говорят о возвращении к холодной войне. Но есть по крайней мере один американец, которому Вы нравитесь, – это Дональд Трамп. А как Вы к нему относитесь, нравится он Вам?" – поинтересовался Скотт. Владимир Путин, в свою очередь, заметил, что России все нравятся.
Америка – великая страна, американцы – очень интересный, симпатичный, талантливый народ. Кого изберут, с тем и будем работать. Но, конечно, легче работать с теми, кто хочет работать с нами. Если Трамп говорит: "Я хочу работать с Россией", то мы можем это только приветствовать. Надо только, чтобы эта работа была обоюдно честной
Вспомнили собеседники и историю с гуманитарным конвоем. Путин напомнил, что в местности, где произошел инцидент, есть только одна дорога, по которой можно доставить груз. С одной стороны – боевики, с другой – части сирийской армии. Россия предлагала отвести и тех, и других от трассы. В ответ США предложили российской стороне отправить туда своих военнослужащих, чтобы обеспечить безопасность конвоя.
Наши военные, люди мужественные и решительные, пришли ко мне и сказали: "Да, хорошо, мы готовы". Я сказал: "Нет, мы сделаем это, но только вместе с американцами, предложите им это". Мы предложили. Они (американцы) тут же отказались – и вставать не хотят, и отводить боевые подразделения этих террористических группировок не хотят. Что с этим делать?
Президент России видит только один выход из сложившейся ситуации: убедить все вовлеченные в конфликт стороны идти по пути политического урегулирования. Что же касается Запада и России, то сторонам нужно повысить уровень доверия друг к другу. И понять, что эти угрозы являются общими. Только работая вместе, можно их купировать и устранить, заключил Владимир Путин.
* Организация запрещена на территории РФ