Как Литва подчищает свою историю

Даля Грибаускайте. Фото: GLOBAL LOOK press
В постсоветской истории есть несколько наиболее известных расстрелов граждан бывших республик СССР, виновники которых так и остались безнаказанными, а исполнители находятся под покровом тайны. К таким можно отнести трагические события в столице Литвы с 11 по 13 января 1991 года, октябрьский расстрел у "Останкино" в Москве в 1993-м и убийство около 100 человек на киевском Майдане в 2014 году.
О каждом из этих трагических происшествий, безусловно, еще не раз напишут историки. Да и политические персоны современности не устают педалировать подобные события в своих электоральных целях. Примером тому является Литва, где на этой неделе начался масштабный суд по делу о событиях в Вильнюсе в январе 1991 года, в результате которых погибли 14 человек. "Расстрел телецентра" произошел менее чем через год после заявления Литвы о выходе из состава СССР (независимость республики провозгласили 11 марта 1990 года депутаты Верховного Совета Литовской ССР во главе с Витаутасом Ландсбергисом). Все началось 9 января, когда у здания Верховного Совета Литвы собралась многотысячная толпа, состоящая преимущественно из представителей русскоязычного населения, с лозунгами "Долой парламент! Да здравствует СССР!".

Pасстрел осуществили прибалтийские национал-фашисты из организации "Саюдис", а также прибывшие из Польши американские "специалисты по боям в городских условиях"

Однако прозападное правительство Литвы, почувствовавшее вкус к суверенитету, всеми силами противостояло русскоязычному населению, не желающему отделения республики от Советского Союза. Новым литовским властям активно способствовали западные страны, прежде всего США, ФРГ и Великобритания. Москва пыталась призвать к порядку литовские власти. 10 января 1991 года глава СССР Михаил Горбачeв потребовал отмены антиконституционных актов и восстановления действия советской Конституции. На это лидеры Верховного Совета призвали население выйти на улицы и принять участие "в охране зданий Верховного Совета, радиоцентра, телебашни, телефонных станций". Витаутас Ландсбергис открыто заявил, что "любая марионеточная просоветская власть не имеет никакого законного основания и любые ее решения абсолютно необязательны для граждан Литвы". Таким образом, политики противопоставили друг другу литовских националистов и просоветских граждан. На улицах начались беспорядки. В Вильнюс были введены советские воинские подразделения и спецназ "Альфа". Важно понимать следующее: Западу крайне необходимо было сохранить свою агентуру во власти в Литве. Ведь эта республика стала первой советской автономией, нарушив Конституцию СССР. И поэтому самоназначенным прозападным властям Литвы (как и через 23 года в Киеве) была крайне необходима кровь! И эта кровь пролилась!

Вряд ли стоит ожидать от властей Литвы справедливого расследования

Подробности этой темной истории тщательно скрываются от литовского населения. Есть официальная версия, согласно которой стрельбу по людям вели советские спецслужбы. При этом бойцы "Альфы" не были вооружены боевыми патронами. Более того, они потеряли офицера, который был убит в самом начале расстрела. "Сотрудники "Альфы" не использовали при штурме здания вильнюсского радиотелекомитета и телебашни ни одного боевого патрона. Их действия ночью 13 января 1991 года не стали причиной гибели ни одного литовского гражданина", – говорится в заявлении ветеранов "Альфы" от 18 июля 2011 года. Однако нынешним властям Литвы мнение "Альфы" неинтересно. Их задача – скрыть истину и "назначить виновных" среди граждан России. Подозреваемыми по делу о "расстреле телецентра" числятся 65 человек, и практически все они – граждане России. Судить их будут заочно.

Литва пытается скрыть истинных заказчиков и исполнителей этого преступления

На скамье подсудимых лишь два человека – россияне Юрий Мель и Геннадий Иванов. Первый находится в литовской тюрьме. В российском посольстве в Литве заявляют, что следят за судьбой Юрия Меня и оказывают ему юридическую помощь. В качестве свидетеля по этому делу Вильнюс даже требует привлечь экс-президента СССР Михаила Горбачева. Однако тот вовсе отказался от участия в процессе, заявив, что о трагическом происшествии в ночь на 13 января ему доложили лишь на утро следующего дня. Вряд ли стоит ожидать от властей Литвы справедливого расследования. И дело не только в ставшей уже привычной русофобии руководства страны. Очевидно, что Литва пытается скрыть истинных заказчиков и исполнителей этого преступления.

Многочисленные эксперты в Литве и России имеют доказательства того, что расстрел осуществили прибалтийские национал-фашисты из организации "Саюдис", а также прибывшие из Польши американские "специалисты по боям в городских условиях". Эту версию подтверждает в том числе лидер литовских коммунистов Миколас Бурокявичус, а также другие оппозиционные литовские политики и общественные деятели, например писатель Витаутас Петкявичюс. Однако для президента Литвы Дали Грибаускайте этот судебный процесс может стать хорошим информационным поводом для новых обвинений России в преступлениях многолетней давности. А заодно – еще одной попыткой "подчистить" историю собственной страны.

Шоу-бизнес в Telegram