Закон о НКО как иностранных агентах был принят в 2012 году, и практически сразу стал объектом беспощадной критики со стороны ряда некоммерческих организаций и правозащитников. Основным камнем преткновения стала трактовка того, что именно можно считать политической деятельностью. "Очень много было случаев, которые вызывали вопросы с точки зрения применения законодательства", – пояснил Дням.Ру Коньков.
Однако на днях Минюст представил проект поправок, которые существенно сужают понятие "политическая деятельность" в рамках закона. Определять направленность НКО предложено исходя из тройного критерия – целей, методов и интересов. Кроме того, более четко прописано, какая именно деятельность организаций считается политической.
"Это, безусловно, шаг вперед по сравнению с тем определением, которое было раньше. На мой взгляд, он отражает специфику политической деятельности – в первую очередь потому, что он отражает реализацию политических прав", – указывает политолог.
В то же время Коньков указал, что многое будет зависеть от правоприменительной практики – в первую очередь со стороны самого Минюста и его подразделений. "Практика – она всегда богаче теории, и в данном случае будет важно посмотреть на то, каким образом данная норма будет трактоваться. Но в теоретическом плане "политическая деятельность" в нашем обществе становится гораздо понятнее из того определения, которое мы сегодня получаем", – подчеркнул он.
Кроме того, поправки Минюста должны снять напряженность, которая возникла после введения закона в действие. "Данное определение больше способствует конструктивной дискуссии", – указал Коньков, комментируя претензии некоторых НКО и их призывы отменить закон как вредный и деструктивный.
Согласно предложенным поправкам, НКО (кроме политической партии) признается участвующей в политической деятельности, если она осуществляет "деятельность в сфере государственного строительства и основ конституционного строя России, федеративного устройства России, обеспечения суверенитета и территориальной целостности, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития, функционирования политической системы, органов госвласти и местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина", если она ведется "в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия".
Прописываются формы, в которых такая деятельность осуществляется. К ним относятся участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений.
Также политическая деятельность НКО подразумевается в форме участия "в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума", а также "в деятельности политических партий".