До настоящего времени основной претензией правозащитников к закону об НКО как "иностранных агентах" было отсутствие в законе четкого понятия "политическая деятельность", что создавало двусмысленность и затрудняло правоприменительную практику. Однако поправки Минюста позволят точнее определять признаки политической деятельности в работе НКО, считает глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР).
"Поправки, которые сформулированы, позволят сузить возможность для злоупотребления правом правоприменителя, с одной стороны, с другой стороны – более четко определить границы того, что является, а что не является занятием политической деятельностью для тех организаций, которые получают деньги из-за рубежа", – заявил парламентарий.
По его словам, при подготовке законопроекта реализовывался трехвекторный подход "к анализу деятельности НКО: цели, методы и интересы", передает ТАСС. "Если организация своими действиями соответствует тем критериям, которые в этих направления определены, то деятельность определяется как политическая", – отметил глава комитета.
В свою очередь председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас пообещал, что поддержит законопроект. По его словам, Минюст предложил грамотные формулировки, направленные на устранение пробелов в данной очень чувствительной сфере. "Уточнение понятия "политическая деятельность" и правовая определенность в этом вопросе, безусловно, служат интересам как политической системы, так и гражданского общества", – отметил Клишас.
Согласно предложенным поправкам, НКО (кроме политической партии) признается участвующей в политической деятельности, если она осуществляет "деятельность в сфере государственного строительства и основ конституционного строя России, федеративного устройства России, обеспечения суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, функционирования политической системы, органов госвласти и местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина", если она ведется "в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия".
Прописываются формы, в которых такая деятельность осуществляется. К ним относятся участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, в организации и проведении публичных дискуссий, выступлений. Также политическая деятельность НКО подразумевается в форме участия "в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума", а также "в деятельности политических партий".