Как изменилась система выборов

Фото: Евгений Курсков/ТАСС
Выборы, прошедшие в регионах 13 сентября, стали не только самыми масштабными по размаху и количеству замещаемых мандатов. Это был фактический дебют новой, более адекватной и устойчивой политической системы, перестроенной Кремлем в результате партийной реформы.

Многочисленные местные выборы, состоявшиеся в минувшие выходные, стали своеобразным тест-драйвом для новых реалий, создаваемых в течение трех лет новой командой Управления внутренней политики администрации президента. С таким мнением выступил политолог Алексей Чадаев в "Известиях".

Реформа сломала систему так называемых "головастиков" – партий, позиционирующих себя как федеральные, но на самом деле имеющие представительства только в Москве. По словам Чадаева, это была "узкая тусовка московских медиазвезд", которых всерьез интересовали только выборы верхнего уровня – думские и президентские.

Медийные фигуры в буквальном смысле "торговали лицом": "авторитетные предприниматели", которым нужен был политический статус у себя в территории, приобретали у столичных звезд право на использование того или иного партийного бренда и шли с ним на местные выборы.

"Сегодня происходит фундаментальная пересборка этой модели. Теперь для любой политической силы федеральная кампания – своего рода вершина пирамиды, штурму которой предшествует кропотливое выстраивание позиций на низовом уровне политики – начиная с выборов муниципальных советников", – отмечает политолог.

Новые обстоятельства заставили меняться и саму "Единую Россию" – внутрипартийные праймериз из пропагандистского мероприятия эволюционируют в полноценный механизм отбора кандидатов. "Показателен пример Самары, где губернатор попытался вопреки итогам праймериз продвинуть свой список и вынужден был снимать его с выборов уже в ходе кампании”, – указывает Чадаев.

Партии, которые вовремя не осознали изменение политического ландшафта, дорого поплатились за свою беспечность. Так, именно этим объясняется провал ПАРНАСа в Костроме, Новосибирске, Калуге и Магаданской области.

"Чтобы всерьез рассчитывать на результат в регионе, нужны не федеральные медиазвезды и политтехнологи с краткой гастролью на период кампании, а крепкая местная ячейка, состоящая из людей, которые живут на территории, известны на ней, имеют свои группы поддержки и свою историю участия в общественной жизни города или региона. "Паровозы" с московским медийным шлейфом – отныне не ресурс, а обременение", – поясняет политолог.

Шоу-бизнес в Telegram