Расследование превращают в шоу

Фото: GLOBAL LOOK press/Leonid Faerberg
Малайзия и Нидерланды предложили проекты резолюции Совета Безопасности ООН и статута международного трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение пассажирского Boeing в воздушном пространстве Украины. Российская сторона отметила, что это только осложнит объективное расследование, и посоветовала подумать об этом после оглашения окончательных итогов.

Еще до оглашения результатов расследования обстоятельств крушения Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines Малайзия и Нидерланды предложили создать соответствующий трибунал. Складывается впечатление, что западные страны хотят устроить своеобразное шоу в связи с авиакатастрофой, отметили российские дипломаты.

"Я лично не вижу никакой перспективы у этих документов. Их надо отложить в сторону, дождаться результатов расследования и потом уже подумать, как эффективнее организовать судебное разбирательство", – цитирует постоянного представителя России при ООН Виталия Чуркина ТАСС. "К сожалению, создается впечатление, что речь идет о попытке организовать грандиозное политическое шоу, задача определить виновных в инциденте только пострадает", – добавил он.

Как заметил российский постпред, замах авторов "далеко выходит за грани разумного". Он напомнил, что в принятой сразу после крушения резолюции Совбеза содержится требование привлечь к ответственности виновных. "Но решать эту задачу надо прагматично и эффективно, с учетом имеющегося положительного и негативного опыта. Нагромождение структур лишь помешает делу", – уверен Чуркин.

Объяснить это рвение распространенной международной практикой нельзя. "Когда объектом террористической атаки стал американский самолет, упавший на территории Шотландии (так называемое дело Локерби 1988 года), вопрос об учреждении международного трибунала никем не поднимался, хотя СБ ООН принял в свое время несколько резолюций по этой теме", – подчеркнул дипломат.

Авторы ссылаются на прецедент трибуналов по бывшей Югославии и Руанде. "Но ведь совершенно невозможно сравнить конфликт в бывшей Югославии или геноцид в Руанде с тем, что над Украиной, судя по всему, был сбит гражданский самолет. К тому же ссылка на МТБЮ (Международный трибунал по бывшей Югославии. – Прим. ред.) скорее отпугивает. Трибунал по Югославии поражает своей забюрократизированностью и неповоротливостью. Он работает уже более 20 лет, накопив массу нареканий", – заявил постпред России.

Не избежали авторы инициативы и фактических ошибок, желая подвести крушение Boeing под определение "угроза международному миру и безопасности". "Как говорят юристы, одиночный акт не может так квалифицироваться. Поэтому Совету Безопасности ООН здесь просто нечего делать, не говоря уже о том, что такого определения нет в резолюции 2166 (была принята сразу после катастрофы. – Прим. ред.) и вводить его задним числом некорректно", – заключил Виталий Чуркин.

Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines потерпел крушение в небе над Донецкой областью 17 июля 2014 года. Воздушное судно следовало по маршруту Амстердам (Нидерланды) – Куала-Лумпур (Малайзия). На борту находились 298 человек, все они погибли.

ДНИ в Telegram