Илья Пономарев. Фото: vk.com/ilya_ponomarev
У российской оппозиции, обычно тихо сидящей по своим углам в Facebook, в последние месяцы наблюдается классическое "весеннее обострение": ее лидеры вдруг развили необычайную медиаактивность. Интервью о том, какова ситуация в России, как "кровавый режим" подавляет демократию и кто мог бы стать ее новым лидером, посыпались как из рога изобилия.
Вот, к примеру, скрывающийся на берегах Туманного Альбиона
Владимир Ашурков рассказывает, как его преследовали спецслужбы и почему он попросил политического убежища в Великобритании. И хотя ближайшего соратника Алексея Навального в России заподозрили в банальном хищении средств, собранных на избирательную кампанию в мэры его патрона (сиречь "мошенничество"), он немедленно обвинил российские власти в преследовании по политическим мотивам. А сегодня он уже вовсю рассуждает в интервью Slon.ru о блестящих выборных перспективах карликовых оппозиционных партий.
Другой приятель Навального, недавно осужденный на общественные работы Георгий Албуров, в недавнем интервью возмущался тому, как его несправедливо и неправильно судили за кражу картины, а судья писал приговор всего 100 минут. В целом он прямо связывает откровенно уголовное дело со своей политической активностью и на полном серьезе называет себя жертвой заказа из – ни мало ни много – администрации президента.
Еще один беглый оппозиционер – лишенный депутатской неприкосновенности
Илья Пономарев – тоже не сидит сложа руки, а вовсю раздает из-за рубежа интервью о том, кто же на самом деле убил Бориса Немцова, что будет происходить в Донбассе и каковы шансы российской оппозиции на депутатских выборах 2016 года. Только за последнюю неделю он дал интервью прибалтийским BNS и Delfi, а также самому авторитетному (то есть американскому) рупору демократии из всех возможных – радио "Свобода*".
Наконец, к этому хору мелких (даже по оппозиционным меркам) политических деятелей подтягивается и "тяжелая артиллерия" – бывший глава ЮКОСа и икона оппозиции Михаил Ходорковский, которого "Медуза*" именует уважительно "политическим заключенным". Сидя в Швейцарии, он выдал на днях двухсерийное полотно о том, кому он готов дать денег на предстоящих выборах, шансах Навального и просто о тягостной ситуации в России.
Примечательно, что все
эти интервью, хоть и даны русскоязычным изданиям, направлены вовсе не на внутреннего потребителя, а скорее на западного. Рассуждения оппозиционеров (например, о противостоянии "чеченских" и "кремлевских" группировок, в результате которого якобы был убит Немцов) могут вызвать у большинства населения России лишь недоумение и усмешку. Зато на западную публику и истеблишмент эта информация произведет впечатление: там в подобные версии верят на полном серьезе.
Все вместе эти
интервью создают определенный информационный фон, который дополняется попытками оппозиции выйти на прямой контакт со своими западными кураторами. Так, перед майскими праздниками в Вашингтон отправился сопредседатель РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов. Там он пытался уговорить американских сенаторов усилить персональные санкции против России. Другие лидеры оппозиции намерены встретиться с канцлером Германии Ангелой Меркель во время ее визита в Москву 10 мая – чтобы, опять же, попросить ее об ужесточении санкций.
Зачем же нашим оппозиционерам нагнетать ситуацию и требовать ужесточения санкций?
Расчет тут простой – чем России хуже, тем им самим лучше. Больше грантов на борьбу за "свободу, равенство, демократию", больше протестного потенциала, больше шансов на выборах. Так что жужжание неправильных (оппозиционных) пчел вполне логично и оправданно: просто у них закончился их мед, и им срочно понадобились новые его поставки с Запада.