Кто заказывает музыку в СМИ

Фото: GLOBAL LOOK press/ Frank Sorge
Главы российских регионов и руководители рангом пониже не стесняются тратить бюджетные деньги на собственный пиар в СМИ. Благодаря такой финансовой поддержке издания зачастую вообще не публикуют негативные материалы о деятельности местных чиновников. Но так как на местах все проблемы на виду, надо искать виновных. И региональные СМИ их находят. Среди федеральных властей.

Проблема региональных средств массовой информации имеет многолетнюю историю. После развала Советского Союза журналистам бывших государственных изданий пришлось искать способы выживания в новых рыночных условиях. Рекламные доходы в регионах невелики, многим региональным газетам и журналам не оставалось ничего иного, как обивать пороги местных администраций в поисках финансирования.

Сначала региональные чиновники отбивались от главных редакторов, как от назойливых мух. В 1990-х денег не хватало не то что на помощь журналистам – на основные статьи местных бюджетов. Однако с приходом 2000-х и улучшением экономической ситуации в стране (следовательно, и в субъектах Федерации) региональные чиновники стали чаще задумываться о своем образе в глазах населения. Тогда же в лексиконе россиян появляется и прочно закрепляется слово "пиар".

На региональном и муниципальном уровнях в эти годы начинается активная финансовая поддержка, а по факту – покупка лояльности местных СМИ. Под видом грантов, премий и прочих денежных вливаний чиновники благодарили журналистов за лояльность, правильную подачу материалов и прочие полезные для имиджа местного руководства вещи.

К настоящему времени, говорят эксперты, сложилась ситуация, когда во многих местных СМИ региональные власти попросту диктуют повестку. Местный чиновник может скорректировать текст, заказать статью или снять не понравившийся материал до его публикации. В случае неповиновения, рассказывают региональные журналисты, изданию грозит прекращение финансовой поддержки и негласный запрет на журналистскую деятельность в регионе.

Проблема зависимости региональных средств массовой информации от местных чиновников в конце апреля 2015 года обсуждалась на медиафоруме "Правда и справедливость", организованном Общероссийским народным фронтом. Тогда работники изданий жаловались на давление, которое оказывают на них региональные власти. В ход, по словам представителей прессы, шли даже уголовно наказуемые методы.

Но основным способом получения нужного ракурса того или иного события в прессе, говорят специалисты, является его банальная покупка. Региональные власти даже не стесняются этого делать в открытую, прописывая отдельной строкой в бюджете траты "на формирование положительного образа региональной власти в СМИ".

Как выяснила газета "Известия", лидером по расходам на пиар являются Москва, Московская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Санкт-Петербург и Татарстан. Например, в столице на раздел "СМИ" в бюджете-2015, по данным ОНФ, запланированы расходы на уровне 13,6 миллиарда рублей. А в ряде субъектов расходы на пиар превосходят или сопоставимы с тратами на социально важные статьи.

На фоне таких денежных вливаний СМИ вынуждены говорить о чиновниках исключительно в восхитительной форме. Однако для того чтобы журналистов не обвинили в благостном отношении к руководящим органам, издания все-таки критикуют власть. Только не свою, местную, а федеральную.

Согласно данным исследования компании "Медиалогия", на страницах региональных изданий положительных материалов о главах регионов зачастую в несколько сотен раз больше, чем отрицательных. А разница между негативными и позитивными упоминаниями президента не превышает восьми. Как говорят эксперты, с учетом того, что проблемы в регионах нельзя спрятать от глаз местных жителей, им это преподносится как недоработки федеральной власти.

Шоу-бизнес в Telegram