Скандал разгорелся в результате расследования, проведенного британскими журналистами. Репортеры из газеты Telegraph и телеканала Channel 4 вышли на действующих членов парламента Джека Стро и Малкольма Рифкинда, представившись сотрудниками крупной китайской фирмы. "Предприниматели" попросили у министров помощи в реализации интересов их компании через лоббирование за очень крупный гонорар.
Чиновники согласились: Рифкинд, который на данный момент возглавляет Комитет по разведке и безопасности палаты общин, пообещал бизнесменам "удобный выход" любого из британских послов. "Это нормальная мировая практика. Люди, у которых есть такой опыт и влияние, стараются извлечь из этого максимум. Большая часть моей работы с подобными компаниями никак не пересекалась с интересами Великобритании. Я был советником по инвестициям в Европу. Парламент не запрещает этого, закон тоже. Можете посмотреть в регистре, чем я последнее время себе зарабатываю на жизнь", – объяснил он свой поступок.
При этом законы Великобритании позволяют парламентариям иметь вторую работу или бизнес, однако их наличие должно быть зарегистрировано в соответствующих документах. Тем не менее представление чьих-либо интересов в Палате общин – вне закона.
"Я огорчен тем, что угодил в ловушку репортеров, но я не говорил ничего предосудительного. Слова, которые использовались, необязательно были ошибочными, но они были использованы в неверном контексте. Все 36 лет, что я был в парламенте, я честно выполнял свою работу, но сейчас, если мои коллеги настаивают, необходимо провести тщательно расследование. Это серьезный удар по моей репутации", – заявил Джек Стро. Также он сожалеет о том, работы в парламенте его лишила ничтожная по меркам зарплаты чиновников такого ранга сумма – пять тысяч фунтов (около 7,5 тысячи долларов).
Фракция консерваторов уже отстранила Рифкинда от руководства Комитетом по разведке до завершения проверки, а Джек Стро самовольно сложил свои полномочия. Премьер Дэвид Кэмерон назвал случившееся полным противоречием общепринятым нормам. Примечательно, что репортеры, проводившие расследование, обращались с подобными услугами к 12 парламентариям, однако никто из них их не принял.