Разработанный проект изменений в Конституцию превращает Армению из президентской в парламентскую республику. По новому закону, главу государства будут избирать не на пять, а на семь лет, не на всеобщем голосовании, а специальной коллегией выборщиков, состоящей из депутатов парламента и представителей местного самоуправления.
Высшим органом законодательной власти в стране становится правительство, которое отвечает не только за внутреннюю, но и за внешнюю политику. Премьера назначает президент, но кандидатуру главы кабинета ему предлагает парламент. Премьер же в случае войны становится верховным главнокомандующим. Изменения ждут и сам парламент, который теперь будет избираться не по мажоритарной системе, при которой побеждают кандидаты, набравшие большинство в своем округе, а по пропорциональной (мандаты будут распределяться пропорционально голосам, поданным за списки депутатов).
Инициатором конституционной реформы выступил нынешний президент Армении Серж Саргсян. Идея нашла поддержку не только у правящей Республиканской партии, но и у оппозиционных "Процветающей Армении" и "Дашнакцутюна". Главное, что отмечают сторонники преобразований: изменения позволят избавиться от "сверхцентрализованной" системы власти, добиться баланса между ее ветвями. А оппозиция, по словам представителя "Процветающей Армении" Ваана Бабаяна, получит рычаги влияния на власть и возможность участвовать в государственном управлении.
Агитируя народ за реформы, их сторонники упирали на то, что пакет изменений был подготовлен в тесном сотрудничестве с Венецианской комиссией. Европейские эксперты согласились, что проект "полностью соответствует международным стандартам демократии". Тогда почему же большая часть оппозиции (в основном приверженцы "европейского пути") так резко выступает против перемен?
Оппозиция в Армении сегодня объединена в два движения. Одно из них – "Нет!" – возглавляет первый президент страны Левон Тер-Петросян. В него входят "Армянский национальный конгресс" и "Народная партия Армении" бывшего кандидата на пост главы государства Степана Демирчяна. Другое движение – "Фронт общественного спасения "Новая Армения" – объединило парламентскую партию "Наследие", гражданские инициативы "Нет грабежу!" и "Вставай, Армения".
Так вот, все эти оппоненты действующей власти высказывают общую точку зрения: по их мнению, цель конституционной реформы – сохранить политическую власть нынешнего главы государства Сержа Саргсяна. Его второй президентский срок истекает в 2018 году, в третий раз он баллотироваться не может. А реформированная Конституция, считают оппозиционеры, позволяет возглавляемой Саргсяном Республиканской партии оставаться у власти очень долго. Высказывается также мнение, что изменения исключают возможность проведения честных выборов.
Возражения не совсем понятны: впечатление такое, что спорит оппозиция скорее ради того, чтобы о ее существовании не забывали. А еще использует любой повод, чтобы вывести народ на улицы. Хотя в Экспертной комиссии по конституционным реформам всем желающим слышать разъясняли: как раз благодаря нововведениям оппоненты власти смогут следить буквально за каждым ее шагом. Что же касается выборов, то муниципальные лидеры будут избираться, как и раньше, прямым голосованием: изменения коснутся только республиканского уровня и нескольких крупных городов.
Стоит вспомнить, что парламентские республики – это, к примеру, Италия, Германия, Израиль. Там, конечно, периодически возникают политические кризисы, но в целом страны функционируют очень даже неплохо. А для некоторых государств постсоветского пространства они даже стали неким идеалом. Достигнет ли идеала Армения – покажет время. По крайней мере, попытку ей засчитают.