Аналитический центр Rethinking Russia представил доклад, в котором анализируется состояние российской политической системы в преддверии выборов в 2011 и 2016 годов. Политологи пришли к выводу, что за пять лет властям удалось радикально обновить ее. Как итог – нынешнее партийное устройство в стране пользуется заметно большим доверием у граждан, нежели это было ранее.
Эксперты подготовили
доклад, в котором сравнили предвыборное состояние политической системы сейчас и пять лет назад. Главная целевая аудитория исследования – иностранные граждане, прежде всего эксперты. Для них аналитики
подготовили "информацию о важнейших параметрах российской политической системы и особенностях электоральной модели". Текст доклада уже направлен нескольким тысячам иностранных экспертов. Как говорится в исследовании, парламентские выборы 2011 года обернулись волной протеста и, по мнению экспертов, наглядно продемонстрировали имевшийся кризис политической системы. "За прошедшие четыре года государство, следуя логике предвыборной программы Владимира Путина от 2012 года, уделило большое внимание расшивке ее узких мест. Сегодня уже можно говорить о том, что
Кремль в целом сформировал новое качество институциональной структуры и дизайна политической системы", – отмечается в докладе.
Авторы работы подчеркивают, что для устойчивого развития политической системы России необходимо, чтобы изменения были "подкреплены новым уровнем качества регулирования и реализации демократических процедур". Что же изменилось за годы, прошедшие с последних парламентских выборов? К 2016 году, по оценке экспертов,
внутриполитическая система стала более вариативной и ориентированной на особенности 85 российских регионов. При этом она "приобрела четкие и прозрачные правила в тех сферах общественной жизни, которые ранее оставались на периферии внимания власти (например, интернет, общественный контроль, безопасность уличной политики), открылась для новых лиц, групп общественных интересов и носителей содержательных идей". Исследователи отмечают, что к 2011 году стала очевидной необходимость разомкнуть партийную систему, которая к тому времени "остановилась в развитии и закрылась от появления в ней новых игроков". "Нужно было дать возможность всем попробовать свои силы в партийной политике, в том числе малым группам интересов". "Государство ответило на запрос протестующей части общества 2011 года,
у разных политических сил появилось больше возможностей побороться за думские мандаты", – цитирует "Коммерсантъ" директора Rethinking Russia Яна Ваславского. В результате реформ партийная система в России претерпела существенные изменения.
К началу избирательной гонки – 2016 в России насчитывается уже 74 партии, из которых 14 могут выдвигать кандидатов в Госдуму, не проходя через процедуру сбора подписей. При этом проходной барьер снижен до 5%, а выборы по одномандатным округам серьезно
повышают шансы быть избранными местным лидерам общественного мнения и ярким региональным политикам. Если в 2011 году число партий на региональных и муниципальных выборах в целом по стране составляло семь, то сейчас уже 55 политических сил выдвинули кандидатов. Серьезной ревизии подвергся порядок избрания глав регионов. Если в начале анализируемого периода все губернаторы утверждались исключительно законодательным собранием субъекта Федерации из числа предложенных президентом кандидатур, то сейчас в абсолютном большинстве
избираются на прямых выборах населением (75 регионов). Еще в десяти субъектах за кандидатуры глав регионов голосуют депутаты местных заксобраний. На фоне этих изменений выросло электоральное "качество" губернаторов. Если к 2011 году менее половины (48%) из них могли похвастаться победами в разного рода выборах, то к концу 2015 года этот показатель увеличился до 79%. Одновременно за четыре года выросло представительство во власти оппозиционных политиков.
Одним из ответов на запрос общества в 2011 году стало появление движения "Народный фронт "За Россию!" (Общероссийский народный фронт). Однако к выборам в декабре ОНФ еще фактически не сформировался, и его активисты шли в Госдуму как представители неформального объединения. За четыре года движение оформилось и стало ведущей общественной силой в стране. "Фронтовиков" признают мощнейшим институтом независимого общественного контроля за реализацией президентских поручений и качеством госзакупок. ОНФ является
единственной общественной силой, имеющей право на оценку докладов правительства Контрольному управлению президента. С 2011 года, отмечают авторы исследования, существенно расширились условия для развития некоммерческого сектора и участия гражданского общества в государственных делах. Если четыре года назад лишь девять видов деятельности НКО давали право на получение дополнительной поддержки со стороны власти, то сейчас в этот перечень входят уже 17 направлений. Более того, с 2016 года некоммерческие организации
будут получать до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ для полноценного участия в оказании социальных услуг вместе с бюджетными учреждениями.