К концу XX века весь мир был разделен на два полюса – с одной стороны выступало НАТО и близкие к западному военному блоку страны, с другой – СССР и другие коммунистические страны. Геополитические потрясения на рубеже веков и последовавшие за этим шаги всех участников международного процесса привели к тому, что полюсов стало четыре.
Теперь центрами притяжения силы выступают США совместно с Западной Европой, Россия, исламский мир и Китай. При этом в тот момент, когда рухнул Советский Союз Вашингтон по каким-то причинам не вычеркнул Россию из списка своих потенциальных и, по всей видимости, наиболее вероятных врагов – отношение к России и странам СНГ осталось, в целом, таким же, каким оно было к Советскому Союзу.
Это был один из самых серьезных просчетов, которые допустил Запад за последние несколько десятилетий, считают эксперты. В частности, ошибкой ненависть к России назвали в итальянском издании Il Giornale. Вашингтон воспринимал Россию и ее союзников как единый блок, враждебный НАТО, что мешало объективно взглянуть на происходящее.
Затем последовал украинский кризис, в ходе которого США окончательно повернулись спиной к России, зато усилили сотрудничество с исламскими нефтедобывающими странами. При этом взаимодействие Запада с исламским миром не способствовало его включению в общий цивилизационный диалог. Напротив, в целом ряде стран были свергнуты светские правительства, к власти пришли радикалы, регион буквально забурлил от действий джихадистов.
Одним из следствий этой политики стали волны беженцев, которые буквально захлестнули Европу. Не стоит забывать и о орудующих на территории Ближнего Востока террористических группировках – реальный прогресс в борьбе с ними стал заметен только после вмешательства России.
Повторная исламизация Турции – члена НАТО с поистине имперскими амбициями – приводит к осложнению ситуации в азиатских странах, с которыми Россия строит Евразийский экономический союз. Это также добавляет остроты сложившейся в мире ситуации. Эксперты вынуждены сделать вывод, что решение объявить Россию врагом было не лучшей идеей, рожденной в Вашингтоне.