* Организация запрещена на территории РФ
Реджеп Эрдоган. Фото: GLOBAL LOOK press/Eric Lalmand
Турецкая армия – страшный сон Реджепа Эрдогана. Согласно Конституции Турции, именно военные стоят на страже основного закона. Они имеют право на государственный переворот, если им не нравится политика властей. Так что пока турецкому президенту приходится прибегать к не раз испытанному методу: аресту генералов.
Ген
ерал-майор Ибрагим Айдын, бригадный генерал Хамза Келепоглу и полковник в отставке Бурханеттин Киханджироглу оказались за решеткой. Обвинили их – ни много ни мало – в разглашении государственной тайны и шпионаже. Ну а в чем еще можно обвинить военных, которые, по турецким законам, могут контролировать президента?
Как выяснилось, высокопоставленные офицеры были причастны к инциденту с задержанием грузовиков, которые перевозили оружие и медикаменты для боевиков на территорию Сирии. То есть военные виновны в том, что выполнили свой долг, но не сверились при этом с мнением властей, у которых в этом деле обнаружились некие "высшие интересы".
Конечно, Анкаре не особо понравилось, что факт поддержки ими боевиков на территории Сирии из разряда предположений перешел в перечень аксиом. И все же перехват колонны – только повод. Причина же – в сложных отношениях Эрдогана с собственной армией: к арестам ее руководителей он прибегает не впервые.
Согласно Конституции, Турция – парламентская республика. Полномочия президента ограниченны. К тому же, в соответствии с основным законом страны, армия фактически стоит на страже заветов Ататюрка – и, если ей что не понравится, может свергнуть власть. Такую возможность дает, в частности, 145-я статья Конституции, которая делает военных неподсудными гражданским судам.
Свою борьбу за изменение Конституции Турции Реджеп Тайип Эрдоган начал еще во время долгого премьерства, видимо, готовясь к штурму президентского кресла. В 2010 году ему удалось инициировать референдум, на котором большинство поддержали идею изменений. Конституционная реформа также была одной из тем кампании перед досрочными выборами, которые состоялись в ноябре этого года. По итогам голосования, властная Партия справедливости и развития получила в парламенте большинство.
Эрдоган аргументирует изменения необходимостью сильной центральной власти и стабильности "в связи с угрозой курдского сепаратизма". Отметим, что сразу после выборов турецкая полиция арестовала около 40 человек, которых считают сторонниками оппозиции. Среди задержанных – офицеры полиции и высокопоставленные чиновники. Чуть позже власти взяли под свой контроль медиагруппу, которая давала слово оппозиционным политикам, в частности прокурдской Демократической партии народов.
Но главная цель эрдогановских реформ – армия. До сих пор именно военные были гарантом сохранения заветов Ататюрка и боролись с любыми попытками исламизации Турции. Примерно раз в десятилетие, как только власти пытались повернуть общество в сторону религии, армия свергала правительство. А Эрдоган, едва став премьером, посадил в тюрьмы самых влиятельных генералов. В 2007 он нанес военным сокрушительный удар, раскрутив дело "Эргенекона", которое практически развалило военную верхушку. Одни генералы оказались в тюрьме, другие отправились в эмиграцию.
Тем не менее новую турецкую Конституцию пока пишут. И армия, несмотря на все удары по ее верхушке, остается своеобразным "государством в государстве". Военные внимательно наблюдают за настроениями, царящими в турецком обществе. А настроения эти, надо сказать, в последнее время не играют на руку Эрдогану – особенно после того, как он испортил отношения с Москвой, отдав приказ о расстреле российского Су-24. Президент-султан в этом деле, конечно, рассчитывал на поддержку партнеров по НАТО, но тут он просчитался. На Западе активно обсуждают тему пособничества Анкары "Исламскому государству*" (запрещенной в России террористической группировке), а Госдеп США уже высказывает "озабоченность" по поводу арестов журналистов и офицеров в Турции.
Турецкие военные аналитики, естественно, уже сложили все части мозаики. Планы президента в отношении армии едва ли нравятся остающимся на свободе высшим офицерам: кому хочется терять привилегированные позиции. Теперь вопрос в том, кто окажется решительнее и быстрее: либо Эрдоган пересажает всех генералов, либо генералы найдут стране нового президента. Старта гонки можно ожидать со дня на день.