Туркманское прикрытие Анкары

Фото: GLOBAL LOOK press
Нелюбовь Анкары к президенту Сирии Башару Асаду – чувство, проверенное временем. И события последних недель, кульминацией которых стала атака турецких ВВС на российский Су-24, не особенно удивляют.
Турция на протяжении многих лет готовила и укрепляла свой "антиасадовский" форпост на территории Сирии, тренируя и вооружая организации сирийских туркменов. Помогал Анкаре в этом непростом деле, как обычно, Вашингтон. Сирийские туркмены (сирийские турки, туркманы, туркоманы) —третий по численности этнос Сирии после арабов и курдов. Официальные источники говорят о полутора миллионах населяющих страну туркменов, сами же представители народности заявляют о 3,5 миллиона. Исповедуют ислам суннитского толка. Большая часть переселилась в Сирию во второй половине XIII века. Осели на территориях современных провинций Алеппо, Идлиб, Латакия, Хама, Хомс. Переживали сирийские туркмены и непростые времена. С 1936 года им было запрещено говорить, издавать литературу, получать образование на туркменском языке. Однако с 2000 года, при режиме Башара Асада, они получили послабления – вплоть до того, что туркмен Хасан ат-Туркмани был министром обороны Сирии с 2004 по 2009 год.

Cуществование террористической группировки "Исламское государство" в определeнной степени отвечает интересам Турции

Анкара начала поддерживать сирийских туркменов еще в 1994 году, когда те создали свою организацию взаимопомощи. Турецкие власти резко активизировали деятельность в 2011-м, после начала волнений в Сирии. Под руководством Анкары туркмены создали добрый десяток движений и организаций, зачастую конфликтовавших друг с другом. В конце концов, не без помощи соседа-куратора, эти разрозненные группы слились в две организации: "Сирийский туркменский блок" и "Сирийское демократическое туркменское движение". Последнее занималось, в основном, идеологической работой, главной целью которой было создание автономии в северной части Сирии, а затем и присоединение этих территорий к Турции. "Блок" же представлял из себя военную организацию, наладившую крепкие контакты с наводнившими страну бандформированиями. Сегодня "Сирийские туркменские бригады" сотрудничают со Свободной сирийской армией. Недостатка в вооружении они не испытывают: премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу весной этого года признал, что Анкара поставляла оружие туркменским отрядам. А тренируют боевиков, так же, как и их коллег из "Свободной сирийской армии", специалисты из США. Так что беспокойство турецких властей по поводу действий ВКС России в этом регионе понятно: российские самолеты бомбят территории, которые Анкара уже считает своими. И нефть, которую турецкие бизнесмены (в том числе семейство Эрдогана) получают от боевиков "ИГ*", принадлежит им по праву. По крайней мере, они так считают. Интересную мысль высказал в этой связи отставной американский генерал, бывший командующий силами НАТО в Европе Уэсли Кларк. По его словам, существование террористической группировки "Исламское государство*" в определeнной степени отвечает интересам Турции, Анкара может участвовать в торговле нефтью, которую добывают боевики. Ну а боевики на этой территории – конечно же, никакие не боевики, а "мирные жители", убеждает мировое сообщество премьер Турции Давутоглу. 19 ноября посла России Андрея Карлова даже вызвали в турецкий МИД для разъяснений по поводу бомбардировок района Сирии, где проживают сирийские туркмены. Только вот Москва не может рассматривать как "мирных жителей" тех, кто расстреливает спускающихся на парашютах раненых летчиков и сбивает спасательные вертолеты. "Туркманский проект", может, и был задуман Анкарой с поистине восточной изощренностью. Но в России и восточные изыски понимают, и с западной прямолинейностью могут ответить. Какой вариант выберет Москва на сей раз – секрет. Но ответ будет.

* Организация запрещена на территории РФ

ДНИ в Telegram