Ангела Меркель поразила своих соотечественников (да что там соотечественников – весь мир) своим заявлением. Выступая перед членами парламента, она сказала, что "антисемитизм является нашим правительственным и гражданским долгом", и это касается и "нападений на мечети". Законодатели, а вслед за ними и все остальные пребывали после услышанного в культурном шоке. Еще бы, со времен падения Третьего рейха ничего подобного от первых лиц государства слышать не приходилось.
Как выяснилось, фрау Меркель отнюдь не хотела провозгласить идеи Гитлера новым трендом современной Германии, а просто оговорилась. На самом деле немецкий канцлер намеревалась сказать диаметрально противоположное. Ее речь должна была донести до парламентариев необходимость ликвидации проявлений ненависти к евреям и мусульманам. Но что сказано – то сказано, и германскому лидеру теперь остается утешать себя только тем, что в мире высокой политики со своей оговоркой она не одинока.
Президент США Барак Обама вызвал гнев общественности, выступая в 2012 году в Вашингтоне на вручении высших награды страны. Говоря о временах Второй мировой войны, он назвал один из нацистских концлагерей польским лагерем смерти. Эти слова возмутили Польшу. Дело дошло до того, что Варшава направила в Госдеп ноту протеста, а МИД обвинил Обаму в невежестве и потребовал официальных извинений. Вашингтону после этого еще долго приходилось объяснять, что президент США имел в виду совсем другое. Были у Обамы и другие оговорки, но по их количеству и "качеству" нынешний хозяин Белого дома недотягивает до своего предшественника – Джорджа Буша-младшего.
Ляпы 43-го президента США удостоились даже отдельного слова – "бушизмы". Большинство оговорок Буша не вызывало глобальных скандалов и не имело серьезных последствий. Так, например, в одной из речей он перепутал Австралию и Австрию. А президента Бразилии поставил в неловкое положение, спросив у него с удивлением: "У Вас тоже есть негры?" А как-то Буш, подводя итоги встречи с президентом Чили, заявил следующее: "Мы подтвердили нашу готовность решительно бороться с террором, укоренять наркоторговлю и отдать должное тем, кто портит нашу молодежь". Памятна и другая фраза экс-президента США, услышав которую люди не могли сдержать улыбки: "Кэрен – она такая же простая техасская девушка, как и я".
Впрочем, "бушизмы" не всегда были безобидными. Однажды экс-президент пообещал своему народу перещеголять террористов в нанесении ущерба Америке. "Наши враги изобретательны и находчивы, но и мы не хуже. Они постоянно придумывают новые способы навредить нашей стране и нашему народу, и мы тоже", – заявил он. А за слова, сказанные в адрес иракца, Бушу смело можно вручать приз за самую леденящую душу фразу. "Я имею честь пожать руку храброму иракцу, которому Саддам Хусейн отрубил руку", – сказал экс-президент. А как-то Буш, перепутав слова "девальвация" и "дефляция", обрушил курс иены.
Отметились нелепыми высказываниями и другие американские политики, калибром поменьше. Так, бывший кандидат в вице-президенты Сара Пэйлин завела разговор о пользе и вреде мяса с вегетарианцами. И в кульминационный момент полемики она задала вопрос, ответить на который не смог бы, наверное, и сам Создатель. "Если Бог не хотел, чтобы мы ели животных, то почему он сделал их из мяса?" – спросила Пэйлин. Отличился и ее соратник, республиканец Джон Маккейн. Известный своими глубоко антироссийскими взглядами, он вдруг обеспокоился взаимоотношениями Пакистана с Ираком. Особенно Маккейн был взволнован тем, что "на границе между Ираком и Пакистаном произошли вооруженные столкновения", совершенно забыв, что между ними "затесался" Иран.
В ближайшем зарубежье своими познаниями в геополитике блеснул экс-президент Украины Виктор Янукович. "Здесь собрались лучшие геноциды страны!" – обратился он к жителям Львова. "Не геноциды, а генофонд", – подсказал ему помощник. "Да, и генофонд тоже", – добавил, не смутясь, Янукович. Памятны и слова, сказанные им после встречи с Дмитрием Медведевым. "Мы в самом начале с Дмитрием Анатольевичем договорились, что не будем говорить о плохом, а лучше сделаем", – подвел он итог переговоров. А уже после того как Янукович был свергнут и уехал в Россию, он дал пресс-конференцию в Ростове-на-Дону. В ходе выступления он (напомним, бывший украинский президент) сказал: "Украина – наш стратегический партнер, была, есть и будет".
Найти примеры оговорок российских политиков тоже можно без труда. Многим запомнилась фраза Бориса Ельцина о перестановках в правительстве: "Вот мы и сделали такую рокировочку сильную. И тут поставили на место, и тут – на место". А знаменитые "черномырдинки" – это не просто слова, они давно и прочно обосновались в лексиконе россиян. Как не вспомнить знаменитые "в харизме надо родиться", "лучше водки хуже нет" или, например, "отродясь такого не бывало, и опять то же самое".