В Совете Безопасности ООН сформировались две группы, которые имеют разный подход к реформированию организации. Ни у одной из них нет решительного перевеса, в связи с чем весь процесс реформирования может быть заморожен.
Разговоры о необходимости изменения формата Совбеза начались уже давно, однако в ООН долго не могли перейти от стадии обсуждения к стадии хотя бы планирования. "Решение о начале официальных межправительственных переговоров по реформе Совета Безопасности было принято, если не ошибаюсь, в 2007 году. Этому решению предшествовало 11 лет консультаций. Только после 11 лет споров было принято решение начать официальные межправительственные переговоры. С тех пор прошло десять раундов, там есть своя повестка дня, вычленено пять основных блоков вопросов. Эти десять раундов переговоров еще больше прояснили позиции сторон, но ненамного приблизили к тому, чтобы эта реформа закончилась успешно", – цитирует "Российская газета" постоянного представителя России при ООН Виталия Чуркина. При этом перспектив для принятия решения в обозримом будущем дипломат не видит.
"Потому что есть две группы стран. Одна хочет, чтобы появились новые постоянные члены Совета Безопасности. Есть страны, которые энергично заявляют свои претензии на то, чтобы стать таковыми. Это наши партнеры по БРИКС – Индия, ЮАР, Бразилия, а также Германия и Япония. Африканцы хотят иметь двух постоянных членов Совета Безопасности. Есть другая группа стран, которые понимают, что они сами, наверное, не дотягивают до того, чтобы претендовать на постоянное членство, но не хотят на веки вечные оказаться в какой-то другой категории. Поэтому они категорически протестуют против того, чтобы создавались новые постоянные члены. Вокруг этого ведутся главные споры", – обрисовал сложившуюся ситуацию Чуркин.
Основная проблема в том, что ни одна сторона не имеет решительного перевеса при принятии решения. Для того чтобы реформа была принята, необходимо, чтобы за нее проголосовали по меньшей мере 129 стран, а такой поддержки не ожидает ни одна из групп. "Пока ни у одной, ни у другой группы не находится смелости для того, чтобы эту резолюцию поставить на голосование. Потому что если взять и поставить на голосование резолюцию о расширении Совета Безопасности и при этом не получить 129 голосов, то весь процесс реформирования будет заморожен на обозримую перспективу. Поэтому из года в год такие резолюции не ставят на голосование. Вопрос этот очень важный, ему, естественно, уделяется много внимания", – объяснил российский дипломат.
Россия, в свою очередь, выступает за то, чтобы реформа была принята при абсолютном большинстве поддерживающих ее стран. Было бы ошибкой принимать решение, если около трети стран станут выступать резко против такого формата реформы. Это бы не усилило, а, наоборот, снизило бы поддержку Совбеза. "Мы говорим, что должно быть максимально возможное число стран, которые готовы поддержать такую реформу. Вот вокруг этого и идет разговор", – подчеркнул Виталий Чуркин.