В выборы внесут изменения

Фото: Дни.Ру

Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) представил доклад, предлагающий направления для модернизации избирательного законодательства России. Авторы считают, что для партий необходимо ввести более жесткие требования для участия в федеральных и региональных выборах. Также Институт предлагает расширить время проведения региональной избирательной кампании и дать регионам право самим определять, сколько подписей должны собирать кандидаты. При этом эксперты фонда уверены, что муниципальный фильтр себя оправдал с оговоркой, что проблемы при сборе подписей муниципальных депутатов у кандидатов в губернаторы периодически возникают, и их нужно решать.

Малые партии

Сегодня от сбора подписей перед выборами в Госдуму освобождаются партии, уже представленные в ней, а также набравшие на предыдущих думских выборах не менее трех процентов голосов или располагающие фракцией хотя бы в одном региональном парламенте. Эксперты ИСЭПИ считают, что партия, желающая участвовать в думских выборах, должна быть представлена в двух-трех региональных парламентах (с учетом одномандатников). В ином случае эксперты не исключают "случайного" или "договорного" попадания какой-либо партии на думские выборы.

Слегка видоизменить требования для партий предлагается и на губернаторских выборах. Чтобы получить допуск, партии надо будет иметь хотя бы одного муниципального депутата в данном субъекте или по итогам предыдущих муниципальных выборов набрать не менее 0,5% голосов избирателей. Такая норма позволит исключить ситуацию, когда кандидаты рассматривают организацию лишь для разового выдвижения, а партия в любой момент может отозвать кандидата.

Глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский отмечает, что до выборов в Госдуму состоятся выборы 25 законодательных собраний и представительство партий в регионах еще увеличится. Сегодня из 12 партий с "лицензией на Госдуму" лишь в одном субъекте имеют представительство пять партий: "Родина", Российская партия пенсионеров, "Коммунисты России", РПР—ПАРНАС, "Правое дело". Как минимум три из них имеют шанс увеличить представительство уже в этом году: "Коммунисты России", "Родина" (сразу в трех регионах – Волгоградской, Тульской областях и в Крыму) и Российская партия пенсионеров.

Хуже дела обстоят у "Правого дела", РПР—ПАРНАС и "Гражданской платформы" (но у последней уже есть представительство в двух регионах). Кроме того, указывает глава ИСЭПИ, если учитывать одномандатников, то в список добавятся "Женщины России", "Альянс зеленых", "Родина" и Партия пенсионеров". Эти подсчеты дают полное представление о том, что наши предложения не для того, чтобы сократить список. А для того, чтобы партии были активны", – цитирует Бадовского газета "Коммерсантъ".

Избиратели к уменьшению количества партий, судя по всему, готовы. В докладе ИСЭПИ авторы приводят исследования ВЦИОМа, согласно которым, "за два года с момента партийной реформы 39% граждан не понимают, для чего в принципе нужны партии, причем в 2012 году таковых было лишь 28%".

Муниципальный фильтр

Проанализировав практику введения муниципального фильтра при возвращении прямых губернаторских выборов в 2012 году, эксперты фонда пришли к выводу, что она себя оправдала. Реализована обозначенная Владимиром Путиным стратегическая цель – обеспечить защиту от проникновения во власть кандидатов с криминальными, радикальными и сепаратистскими взглядами, считают авторы. Благодаря фильтру в этом году не было зафиксировано случаев регистрации "кандидатов-двойников", "киллеров" или профессиональных политтехнологов против основных кандидатов, констатируют в ИСЭПИ. Но проблемы при сборе подписей муниципальных депутатов у кандидатов в губернаторы периодически возникают, и их нужно решать.

Фонд предлагает в первую очередь смягчить территориальный фильтр, снизив с 75% до 50% число муниципальных образований верхнего уровня (муниципальных районов и городских округов), где кандидат собирает подписи для выдвижения. До сих пор оппозиционные кандидаты периодически жаловались, что могут собрать положенные по закону подписи 5-10% муниципальных депутатов, но требование собрать подписи в 75% муниципалитетах верхнего уровня становится непреодолимой преградой. В докладе подчеркивается, что снижение общего числа подписей не предотвратит попытки создания местными властями искусственных барьеров.

Также эксперты предлагают на выбор несколько вариантов для решения проблемы сбора властями лишних подписей. Сейчас главы субъектов собирают куда больше "автографов", чем положено по закону, в избирком сдают только необходимое число подписей, но оппозиционеры просить о помощи у "лишних" депутатов уже не могут. Для предотвращения этой практики ИСЭПИ предлагает ввести правило "двух последовательных подписей": депутат, подписываясь в поддержку одного кандидата, может указать еще и второго на случай, если первый не воспользуется его "автографом", по какой-либо причине прекратит участие в выборах или не сможет зарегистрироваться. В качестве альтернативы этой идее эксперты предлагают либо обнулять подписи, которыми кандидат не воспользовался, либо разрешить самим депутатам отзывать подпись, которая не понадобилась кандидату, сообщает РБК.

При этом эксперты фонда подчеркивают, что на примере выборов в Мосгордуму можно сделать вывод, что законодательное требование собрать не менее трех процентов подписей избирателей округа принципиально преодолимо. На выборах в МГД "необходимый объем смогли собрать четыре независимых оппозиционных кандидата (но двое были отсеяны на стадии проверки), а большинству не хватило нескольких сотен голосов, должного опыта и натренированных команд сборщиков", констатируют авторы.

Рекомендации, которые дают авторы доклада, таковы. Во-первых, нужно сохранить сам институт сбора автографов: он "помогает политику установить прямую коммуникацию с населением, расширить информационно-агитационный ресурс и выстроить низовые организационные структуры, слабость которых является ахиллесовой пятой оппозиции в России". Если же кампания по сбору подписей оказалась неудачной, то средства, потраченные на нее, "все равно работают на политическое будущее кандидата и являются возвратной инвестицией".

Во-вторых, ИСЭПИ считает нужным наделить регионы правом самостоятельно решать, какую планку по сбору подписей для кандидатов на выборах в заксобрания следует установить. Для этого предлагается ввести законодательный коридор от одного до трех процентов автографов от числа жителей округа. В-третьих, в докладе предлагается расширить хронологические рамки региональной кампании в России с нынешних 90–100 дней до 110–120, отмечает Газета.Ру. За счет этого можно увеличить сроки сбора подписей "с нынешних 20 дней (в ряде регионов)" не менее чем до 30. Четвертая рекомендация: избиркомам было бы целесообразно проверять подписи в поддержку кандидатов не выборочно, а все 100%, как это было на выборах в Мосгордуму. Это, уверены в ИСЭПИ, повысит "доверие участников политического процесса к институту сбора подписей и работе избиркомов". И наконец, последнее предложение: создать правовую базу, которая бы предусматривала использование новых методов сбора подписей в технологически развитых регионах. Речь идет о сборе автографов граждан в электронной форме на выборах в крупных городах. Для начала ИСЭПИ предлагает испробовать новшество на муниципальном уровне.

Обновление Совфеда

Предстоящие прямые выборы губернаторов станут второй волной обновления Совета Федерации, говорят эксперты ИСЭПИ. Введение института "сенаторской тройки", когда глава региона идет на выборы с тремя кандидатами в верхнюю палату парламента, где претендентами выступают отраслевые специалисты, не только повысит качественный уровень состава палаты, но и поспособствует формированию новой, более эффективной региональной элиты, отмечают в фонде.

"Не прошедшие в Совет Федерации кандидаты из состава "сенаторских троек", получивших поддержку большинства избирателей на выборах глав регионов в 2014–2015 годах, будут рассматриваться в субъектах как вероятные новые лица региональной политики для участия в выборах в Госдуму в 2016 году по одномандатному округу или во главе региональной группы партийного списка. Однако для этого региональным властям и политическим партиям, рассчитывающим на успешное выступление в регионе в 2016 году, требуется на регулярной основе задействовать символический капитал и профессиональные навыки кандидатов в сенаторы и после завершения губернаторских кампаний, способствуя их закреплению в поле региональной публичной политики", – говорится в докладе ИСЭПИ.

Как заявил "Известиям" глава ИСЭПИ Дмитрий Бадовский, на примере предстоящих выборов можно четко определить тенденции нового политического курса, нацеленного на обновление верхней палаты парламента. "Люди, которых выдвинули главы регионов на пост сенаторов, являются действительно сильными фигурами в регионе, а это необходимо для качественного представления ими регионов и защиты их интересов", – отмечает Бадовский.

По его мнению, сам институт "сенаторских троек" – это не формальность, а мощный механизм и инструмент заключения политических союзов и коалиций. Чем больше союзов, коалиций, тем качественнее избирательная кампания и сама региональная политика. "Это хороший инструмент развития кадрового резерва – серьезный политический лифт для перспективных лидеров общественного мнения, которые могут стать региональными серьезными политиками. Многие губернаторы не без подсказки администрации президента моделируют эти тройки, в дальнейшем они трансформируются в ресурс для губернатора или региона на выборах в Госдуму в 2016 году", – подчеркивает глава фонда.

Общий состав тех, кто идет в Совфед, позволит верхней палате парламента повысить уровень работы и как экспертной площадки, способной оценивать качество принимаемых решений в диалоге с Госдумой, и как законодательного органа, и одновременно с этим как палаты регионов, где их представители в действительности знают, какие проблемы стоят перед каждым субъектом федерации.

Шоу-бизнес в Telegram