Нужна ли Конвенция против коррупции

Фото: GLOBAL LOOK press
Уже не первый год в России обсуждается необходимость окончательной ратификации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции. Для этого необходимо, чтобы в федеральный закон о ратификации этой Конвенции были включены положения о том, что Россия обладает юрисдикцией в отношении деяний, признанных "незаконным обогащением". Однако все выглядит однозначно лишь на первый взгляд.

Статья 20 Конвенции ООН против коррупции предусматривает признание уголовно наказуемым деянием "значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать". И может сложиться ошибочное впечатление, что Россия намеренно уклонилась от ратификации положений указанной статьи, пишет "Комсомольская правда".

Автор статьи, завкафедрой в Российской правовой академии Минюста, доктор юридических наук Вадим Виноградов уверен, что в обществе формируется мнение, переоценивающее потенциальную эффективность имплементации (применения) указанных положений и Конвенции в целом. В качестве наглядного примера эксперт приводит такие страны, как, например, ФРГ, Ирландия, Новая Зеландия и Япония.

Эти государства сложно заподозрить в лояльном отношении к коррупции, но они вообще не ратифицировали данный документ. Более того, страны, входящие в десятку государств с наименьшим уровнем коррупции, согласно прошлогоднему рейтингу независимой организации Transparency International, вообще не применяют статью 20 Конвенции ООН.

Эта норма, подразумевающая криминализацию незаконного обогащения, пришла из Латинской Америки, отмечает Виноградов. В то же время Конвенция прямо указывает на самостоятельный выбор каждым государством-участником механизмов борьбы с коррупцией, исходя из правовой системы страны.

Россия как добросовестный участник международного договора сделала заявление о том, что статья 20 противоречит Конституции. Соответственно Москва не может взять на себя соответствующие обязательства. Так, кстати, поступили, например, и Канада со Швейцарией. Одним из основных препятствий для применения статьи 20 Конвенции является ее противоречие основополагающему принципу главного закона страны – "презумпции невиновности", подчеркивает Вадим Виноградов.

Схожие проблемы есть и в других странах. Так, США, ратифицировавшие документ в 2006 году, до сих пор не имплементировали статью 20 и не собираются выполнять ее положения. Американцы считают, что они идут вразрез с презумпцией невиновности и законодательным правом подозреваемого не давать против себя обвинительные показания.

Более того, пишет автор статьи, применение 20-й статьи может противоречить другим международным обязательствам государства. К такому мнению пришли в Норвегии и Австрии. В результате ратификация этой статьи была признана нецелесообразной.

Что же касается криминализации незаконного обогащения, то Вадим Виноградов уверен, что уголовному преследованию должно подвергаться не незаконное обогащение, а факт совершения противоправного деяния. То есть незаконное обогащение не может повлечь ответственность, поскольку является не деянием, а его результатом. Таким образом, резюмирует юрист, полноценная имплементация в России указанной нормы Конвенции ООН потребует полного пересмотра Конституции и масштабной ревизии принципиальных основ законодательства.

В то же время нельзя забывать, что за последние годы контроль за доходами, а также расходами российских чиновников был многократно усилен. Это касается и приема на службу, и ежегодного декларирования имущества. Еще одной крупной вехой в развитии антикоррупционного законодательства будет находящийся на рассмотрении в Госдуме президентский законопроект по борьбе с коррупцией, отмечает Виноградов. Документ предлагает несколько новаций, подтверждающих курс на усиление борьбы с коррупцией и пресечение конфликтов интересов на госслужбе.

В частности, предусматривается, что обязанность чиновников декларировать расходы на крупные сделки существенно расширится, вместе с этим вырастет число лиц, которым запрещено владеть иностранными активами, а также будет введена обязательная подача сведений о доходах и имуществе для всех кандидатов на государственную службу. Фактически в российское законодательство внедряются все более жесткие требования по борьбе с коррупцией, делая неактуальными дискуссии о ратификации статьи 20 Конвенции ООН.

ДНИ в Telegram