"Левада-центр" жонглирует цифрами

Николай Миронов. Фото: politics.interregional.ru
Генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов "на пальцах" объяснил, как "Левада-центр" обнаружил снижение рейтинга президента России. Все дело в тонкостях измерений, о которых простые граждане даже не догадываются, принимая результаты за чистую монету.

Результаты последнего исследования уровня поддержки Президента Путина, проведенного "Левада-центром", вызвали волну публикаций в прессе. Социологи "Левады" ни много, ни мало, отметили первый с начала украинского кризиса спад рейтинга главы государства. Согласно замерам экспертов центра, число тех, кто готов голосовать на президентских выборах за Путина сократилось с 57% в августе до 49% в сентябре 2014 года.

Генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов задается вопросом, откуда взялись столь тревожные оценки социологов? Ответ надо искать в тонкостях проведения исследования, уверен он.

В первую очередь, аналитик отмечает методологию "Левада-центра" при проведении опроса. Он проводится раз в месяц, с выборкой в 1600 человек. То есть "центр опрашивает около одной тысячной от общего числа россиян". В то же время фонд "Общественное мнение" (ФОМ) проводит исследования раз в неделю и опрашивает 3000 человек, то есть картина получается более репрезентативная, констатирует Миронов.

Далее, отмечает эксперт, несмотря на то, что приведенные "Левадой" цифры касаются сентября, а опубликованы они были лишь в конце октября, с задержкой почти в месяц. Таким образом, "на текущий момент эти данные не вполне актуальны". Более того, отмечает Николай Миронов на сайте "Эха Москвы", недоумение вызывает указанный резкий скачок поддержки Владимира Путина в августе сразу на 5%. "Не было ли резкое завышение сделано для того, чтобы эффектно заявить о восьмипроцентном падении доверия в сентябре?" – задается вопросом аналитик.

В качестве объяснения этих цифр "Левада" ссылается на выборку. По мнению аналитиков центра, резкий рост поддержки Владимира Путина в августе связан с массовым отъездом "не-путинского электората" в отпуска. По словам социологов, сторонники президента остались дома и смогли принять участие в опросе. "Однако данный аргумент не выдерживает критики: проводимые каждую неделю опросы ВЦИОМ и ФОМ не показали резкого скачка августовского рейтинга", – пишет Миронов.

Аналитик описывает и другие способы, которыми пользуется "Левада-центр" при жонглировании цифрами. Эксперт пишет, что падение рейтинга Путина было выявлено в результате обработки ответов на открытые вопросы – когда респондент сам предлагает вариант ответа. У таких вопросов есть весомый недостаток, отмечает Николай Миронов – полученные данные "могут совершать скачки от опроса к опросу, которые способны искажать реальную картину". В этом смысле, ежемесячные опросы "Левады" – методологически наихудший из возможных способ замера электоральных рейтингов на президентских выборах, заключает эксперт.

Заметим, что данные "Левада-центра" в целом не коррелируют с цифрами ВЦИОМ и ФОМ, еженедельные замеры которых выстраивают тренд электоральной поддержки. По их данным, электоральный рейтинг президента, составляющий около 70%, не меняется более чем на 2% в течение трех месяцев. А количество тех, кто положительно оценивает работу главы государства на своем посту, в конце октября достигало максимальных 83-84% населения. Никакого падения в цифрах данного показателя не произошло, подчеркивает Миронов.

Эксперт отмечает, что исследование "Левада-центра" оказалось как нельзя кстати для тех комментаторов, которые говорят про "отрезвление населения" России, разочарование политикой Путина на фоне экономических трудностей и так далее. Исходя из ряда имеющихся фактов, аналитик делает заключение, что "скорее всего, проведено исследование было специально, с целью оказания воздействия на общественное мнение" после успешного выступления Путина на "Валдае".

Николай Миронов уверен, что "так называемое "падение доверия" к Путину служит дополнительным козырем либеральному крылу элит в лоббировании возврата к мягкой внешней политике с опорой на хорошие отношения с западными странами, экономические свободы и преференции бизнесу". Нынешние цифры, обнародованные "Левадой", уверен эксперт, не последний вброс.

Очевидно, что апеллирование к общественному мнению и в дальнейшем будет использоваться в борьбе за "корректировку" политического курса президента, заключает глава Института приоритетных региональных проектов. Между тем, как показывают другие социологические исследования, реальный рейтинг Владимира Путина продолжает оставаться стабильно высоким, несмотря на предпринимаемые попытки негативного воздействия на общественное мнение.

Свидетельствует об этом и свежий опрос ВЦИОМ, согласно которому 87% россиян уверены, что те, кто за рубежом критически высказывается о России и ее руководстве, делают это с целью дестабилизации обстановки. При этом 82% опрошенных вообще заявляют, что критика действий Путина в иностранных СМИ – имеет целью попытку уничтожить, развалить российское государство.

ДНИ в Telegram