Очередное заседание Координационного совета оппозиции превратилось в сведение счетов между двумя журналистами – Ксений Собчак и Олегом Кашиным. Собчак добилась того, чтобы коллеги осудили выступление Кашина на митинге 6 мая, посвященном годовщине провокации на Болотной площади.
Навальный показал голые ноги
Заседание началось, как и все предыдущие, с попытки набрать кворум. Из 45 избранных членов КС на заседание, как правило, приходит от силы половина. А кворум составляет 22 человека – без них нельзя принять ни одного решения. Спустя полчаса участники сообщили, что кворум все-таки набрался, и заседание начинается. Однако убедиться в этом было невозможно: организаторы не включили онлайн трансляцию. Когда же видео заработало, зрители могли увидеть спину оператора, сидящего прямо по центру и закрывающего все происходящее в зале – камера для трансляции почему-то была установлена за фотографами и операторами. В кадре можно было рассмотреть лишь шесть-семь членов КС, что не подтверждает версии о имеющемся кворуме. Понять по голосам выступающих, сколько на самом деле оппозиционеров пришло на заседание, тоже было невозможно – в течение часа звук отсутствовал. Тем не менее, члены КС рапортовали в Twitter, что идет голосования и принимаются решения по повестке дня. Если бы от решений КС что-то зависело, это заседание следовало бы признать нелегитимным.
Когда звук включили и поменяли ракурс камеры, кворум, видимо, действительно набрался. Самым ярким событием этого заседания стало появление Алексея Навального в летних шортах. Сообщение об этом и фотография Навального с голыми ногами тут же разошлись по Интернету.
Скупость оппозиции
Главной темой восьмого заседания стало подведение итогов митинга 6 мая, в годовщину провокации на Болотной площади. КС принял решение выделить 50 тысяч рублей семье волонтера Максима Мелкова, погибшего при установке сцены на Болотной. Наблюдателей неприятно удивила незначительностью этой суммы на фоне общих оппозиционных бюджетов и расходов. "1 выпуск программы Парфенова на Дожде стоит 2 млн рублей. Финансируют проект Некрасов и Гудков", - написал в Facebook журналист Антон Красовский, и задался вопросом – а сколько стоят оппозиционные митинги?
Этот же вопрос задал коллегам и член КС Николай Бондарик. Он попросил организаторов предоставить финансовый отчет – сколько и чьих денег было потрачено на митинг 6 мая. На вопрос Бондарика долго никто не хотел отвечать, но в итоге журналист Ольга Романова, контролирующая большую часть оппозиционных доходов и расходов, сообщила, что из бюджета КС на митинг не было потрачено ни копейки. Все деньги поступили от простых людей и спонсоров. По предварительной оценке, на митинг было потрачено порядка 1 500 000 рублей.
Если оппозиция располагала таким бюджетом, не понятно, почему сложные технические работы по установке сцены бесплатно выполнял волонтер Максим Мелков, не имевший специального образования и навыков. Впрочем, обстоятельства гибели молодого человека сейчас расследуют правоохранительные органы.
Настоящий разбор полетов начался, когда слово взяла Ксения Собчак. Она потребовала сказать, кто пустил на сцену 6 мая лидера "Яблока" Сергея Митрохина и журналиста Олега Кашина, имен которых не было в списке выступающих, утвержденном КС накануне мероприятия.
Как писали Дни.Ру, Сергей Митрохин выдвинул члена КС Геннадия Гудкова кандидатом в губернаторы Московской области на выборах, которые пройдут этой осенью. А Олег Кашин неожиданно для всех исполнил со сцены песню «Гражданской обороны».
Масла в огонь подлил Николай Бондарик, поддержавший Собчак. Он заявил, что Митрохин превратил мероприятие в предвыборный митинг человека, которого никто от КС не выдвигал. Кроме того Бондарик выразил надежду, что Кашину "оказали неотложную помощь" после его вокальных упражнений на сцене.
Алексей Навальный попытался свести конфликт на нет, предлагая не придавать такого значения этому факту. Но Собчак уже закусила удила: она требовала найти виновных и настаивала на том, чтобы КС принял решение о нарушении процедуры и признал допущенную ошибку.
Геннадию Гудкову, ставшему одним из виновников скандала, пришлось оправдываться: это он пролоббировал выступление Митрохина. Далее Гудков стал пространно рассуждать о необходимости привлекать новых выступающих и расширять круг оппозиционеров, хотя всем было понятно: единственной целью, ради которой Митрохин появился на сцене, было выдвижение самого Гудкова кандидатом в подмосковные губернаторы.
Однако Ксения Собчак этим объяснением не удовлетворилась. Как оказалось, ее интересовал вовсе не Митрохин, а журналист Олег Кашин.
"Ксюша не хочет"
Недавно между Кашиным и Собчак случился публичный скандал. Журналист припомнил телеведущей, что еще год назад она говорила, что провокацию на Болотной устроили оппозиционеры, а теперь стала записной защитницей так называемых "узников Болотной". Собчак страшно оскорбилась и, видимо, объявила Кашину войну.
Как рассказал сам Олег Кашин, еще вечером накануне митинга его имя присутствовало среди выступающих. Однако ночью ему начали звонить Борис Немцов и Алексей Навальный. Оппозиционеры сообщили, что у них нет претензий к выступлению Кашина, "но вот Ксюша не хочет". По какой причине Немцов и Навальный кинулись ночью выполнять капризы Ксении Собчак, никто из них не пояснил.
В итоге имя Кашина просто вычеркнули из списка. Но журналист, договорившись с другими выступающими, все-таки взял слово и спел песню.
Это событие настолько возмутило Собчак, что она потратила значительную часть заседания КС на этот скандал. Когда ее коллеги вновь попытались перейти к более важным вопросам, телеведущая демонстративно собралась покинуть заседание. В итоге КС вновь удовлетворил каприз Собчак, официально признав ошибку организаторов, пустивших на сцену Кашина и Митрохина.
По сути, единственным пунктом, действительно имеющим отношение к оппозиционной деятельности, стало решение КС поддержать марш протеста, назначенный на 12 июня в Москве.