Латыши не должны переходить на русский язык в общении с представителями русскоязычных СМИ, заявила министр культуры Латвии Жанета Яунземе-Гренде. Она также добавила, что только по-латышски надо говорить и в повседневной жизни, и в школах и в садиках.
"Мы должны быть очень твердыми, последовательными в повседневной жизни – будем говорить по-латышски. Это наша страна, которой мы гордимся. Должны быть одни школы, одни садики, со СМИ надо общаться только по-латышски. Не прогибаться. Не жульничать. Твердо защищать язык, культуру, государство", – сказала Яунземе-Гренде.
В Латвии, население которой составляет два миллиона человек, проживают порядка 44% русскоязычных жителей. В стране один государственный язык – латышский. Русский имеет статус иностранного. Государство финансирует детские сады и школы с обучением на русском и латышском языках, сообщает РИА Новости. Напомним, не так давно в Латвии разразился скандал, связанный с любимой всеми кинокартиной Эльдара Рязанова "Ирония судьбы или С легким паром!". Так, 2 января в своем блоге в Twitter бывший высокопоставленный сотрудник латвийского МИД Нормунд Васариньш написал, что латвийское общество станет по-настоящему западным только тогда, когда прекратит ежегодно восторгаться этим советским фильмом. По мнению дипломата, в новогодние праздники лучше смотреть западные фильмы, "поскольку они не инфицированы советским мышлением и ностальгией".
Однако вице-спикер Сейма (парламента) Латвии Андрей Клементьев посчитал необоснованными нападки на фильм Рязанова со стороны бывшего высокопоставленного сотрудника МИД Латвии. Он расценивает их как попытку возродить цензуру.
"Я думаю, что недопустимо пытаться редактировать и вводить цензуру в отношении шедевров, которые были созданы в СССР. Люди, которые сейчас пытаются это делать, по сути, ничем не отличаются от тех людей, которые в 30-е годы прошлого века жгли книги и библиотеки. Эти люди не понимают глубины искусства в силу отсутствия эрудиции и воспитания. Теперь они, делая подобные заявления, пытаются привить ненависть к конкретным шедеврам. Я расцениваю это заявление как призыв к введению цензуры и попытку вернуться к "коричневому прошлому", – сказал Клементьев.